Слайд 2Цели и задачи лекции
Цель леции – изучить использование массивов в языке программирования

С++
Слайд 3Теоретическая часть
В языке программирования С заложены средства для задания последовательностей упорядоченных данных.

Такие последовательности называются массивами. В массивах должны быть упорядочены данные одного и того же типа. В данной лабораторной работе будут рассматриваться массивы с целыми и вещественными типами данных, т.е. типы int, float или double.
Слайд 4Теоретическая часть
Массивы данных могут быть одномерными (векторами размера 1 х n или

n х 1), двухмерными (матрицами размера n х m) или многомерными (размера n х m х p...). В частности, для векторов и матриц в приведенной записи первый индекс означает количество строк, а второй (число или буква) – это количество столбцов.
Слайд 5Теоретическая часть
Для названия массива может быть использована переменная, состоящая из букв (буквы),

букв с цифрами, букв с цифрами и знаком подчеркивания и т.д. в соответствии с правилами объявления переменных, принятых в языке С++. Если размерность массива меньше, чем требуется, то компилятор не выдаст сообщения об ошибке. Выход за границы массивов должен следить только сам программист.
Слайд 6Одномерные массивы
Одномерный массив – это список связанных однотипных переменных.
Общая форма записи одномерного

массива:
тип имя_массива[размер];
В приведенной записи элемент тип объявляет базовый тип массива. Количество элементов, которые будут храниться в массиве с именем имя_массива, определяется элементом размер.
Слайд 7Одномерные массивы
В языке С++ индексация массива начинается с нуля. Например, если размер

массива определен величиной 9, то в массиве можно хранить 10 элементов с индексацией 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Доступ к отдельному элементу массива осуществляется с помощью индекса. Индекс описывает позицию элемента внутри массива.
Слайд 8Одномерные массивы
Все массивы занимают смежные ячейки памяти, т.е. элементы массива в памяти

расположены последовательно друг за другом. Ячейка памяти с наименьшим адресом относится к первому элементу массива, а с наибольшим – к последнему.
Слайд 9Одномерные массивы
Для одномерных массивов общий размер массива в байтах вычисляется по формуле:
всего

байт = размер типа в байтах * количество элементов
В языке С++ нельзя присвоить один массив другому. Для передачи элементов одного массива другому необходимо выполнить присвоение поэлементно.
Слайд 10Двухмерные массивы, матрицы
Двухмерный массив представляет собой список одномерных массивов.
Общая форма записи двухмерного

массива:
тип имя_массива[размер1] [размер2];
В приведенной записи размер1 означает количество строк двухмерного массива, а размер2 – количество столбцов.
Слайд 11Двухмерные массивы, матрицы
В двухмерном массиве позиция любого элемента определяется двумя индексами. Индексы

каждого из размеров массива начинаются с 0 (с нуля).
Место хранения для всех элементов массива определяется во время компиляции. Память, выделенная для хранения массива, используется в течение всего времени существования массива.
Слайд 12Двухмерные массивы, матрицы
Для двухмерных массивов общий размер массива в байтах вычисляется по

формуле:
всего байт = число строк * число столбцов * размер типа в байтах
Слайд 13Многомерные массивы
Общая форма записи многомерного массива:
тип имя_массива[размер1] [размер2]... [размерN];
Индексация каждого размера начинается
![Многомерные массивы Общая форма записи многомерного массива: тип имя_массива[размер1] [размер2]... [размерN]; Индексация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/861198/slide-12.jpg)
с нуля. Элементы многомерного массива располагаются в памяти в порядке возрастания самого правого индекса. Поэтому правый индекс будет изменяться быстрее, чем левый (левые).
Слайд 14Многомерные массивы
При обращении к многомерным массивам компьютер много времени затрачивает на вычисление

адреса, так как при этом приходится учитывать значение каждого индекса. Следовательно, доступ к элементам многомерного массива происходит значительно медленнее, чем к элементам одномерного. В этой связи использование многомерных массивов встречается значительно реже, чем одномерных или двухмерных массивов.
Слайд 15Многомерные массивы
Для многомерных массивов общий размер многомерного массива в байтах вычисляется по

формуле:
всего байт = размер1* размер2*...* размерN *размер типа в байтах
Очевидно, многомерные массивы способны занять большой объем памяти, а программа, которая их использует, может очень быстро столкнуться с проблемой нехватки памяти.
Слайд 16Многомерные массивы
Для определения размера типа в байтах применяется функция sizeof(), которая возвращает

целое число. Например, sizeof(float).
Слайд 17Инициализация массивов
Инициализация массивов
В языке С массивы при объявлении можно инициализировать.
Общая форма инициализации

массива:
тип имя_массива[размер1] * [размерN] = {список_значений};
Слайд 18Инициализация массивов
В список_значений входят константы, разделенных запятыми. Типы констант должны быть совместимыми

с типом массива.
Пример инициализации одномерного массива:
int A[5] = {1, 2, 3, 4, 5};
При этом A[0] = 1, A[1] = 2 и т.д.
Слайд 19Инициализация массивов
При инициализации многомерного массива для улучшения наглядности элементы инициализации каждого измерения

можно заключать в фигурные скобки.
Слайд 20Инициализация массивов
Пример инициализации двухмерного массива:
int MN[3][4] = {
{1, 2, 3, 4},
{5, 6,
![Инициализация массивов Пример инициализации двухмерного массива: int MN[3][4] = { {1, 2,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/861198/slide-19.jpg)
7, 8},
{9, 10, 11, 12}
};
Слайд 21Инициализация массивов
Массив MN[3][4] – это матрица, у которой 3 строки и 4
![Инициализация массивов Массив MN[3][4] – это матрица, у которой 3 строки и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/861198/slide-20.jpg)
столбца.
Для многомерных массивов инициализацию можно также проводить с указанием номера инициализируемого элемента.
Слайд 22Инициализация массивов
Пример инициализации трехмерного массива:
int XYZ[2][3][4] = {
{ {1, 2, 3, 4},
![Инициализация массивов Пример инициализации трехмерного массива: int XYZ[2][3][4] = { { {1,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/861198/slide-21.jpg)
{5, 6, 7, 8}, {9, 10, 11, 12} },
{ {13, 14, 15, 16}, {17, 18, 19, 20}, {21, 22, 23, 24} }
};
Слайд 23Инициализация массивов
Как видно, массив XYZ содержит два блока, каждый из которых есть

матрица размера 3 х 4, т.е. 3 строки и 4 столбца.
В языке С возможна инициализация безразмерных массивов. Например, для одномерного массива:
int A[ ] = {1, 2, 3, 4, 5};
Слайд 24Инициализация массивов
В многомерном массиве размер самого левого измерения также можно не указывать.

В частности, для инициализации массива MN[3][4] допустима следующая запись:
int MN[][4] = {
{1, 2, 3, 4},
{5, 6, 7, 8},
{9, 10, 11, 12}
};
Слайд 25Инициализация массивов
При инициализации многомерных массивов необходимо указать все данные (размерности) за исключением

крайней слева размерности. Это нужно для того, чтобы компилятор смог определить длину подмассивов, составляющих массив, и смог выделить необходимую память. Рассмотрим пример безразмерной инициализации для трехмерного массива целых чисел:
Слайд 26Инициализация массивов
int XYZ[][3][4] = {
{
{1, 2, 3, 4},
{5, 6, 7, 8},
{9, 10,
![Инициализация массивов int XYZ[][3][4] = { { {1, 2, 3, 4}, {5,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/861198/slide-25.jpg)
11, 12}
},
{
{13, 14, 15, 16},
Слайд 27Инициализация массивов
{17, 18, 19, 20},
{21, 22, 23, 24}
}
};

Слайд 28Инициализация массивов
Вывод трехмерного массива на консоль (дисплей) можно выполнить по следующей программе:
#include

#include
int main (void) {
int i, j, k;
int XYZ[][3][4] = {
{ {1, 2, 3, 4}, {5, 6, 7, 8}, {9, 10, 11, 12} }, // 1-й
Слайд 29Инициализация массивов
{ {13, 14, 15, 16}, {17, 18, 19, 20}, {21, 22,

23, 24} } }; // 2-й
for (i = 0; i < 2; ++i) { printf("\n");
for (j = 0; j < 3; ++j) { printf("\n");
for (k = 0; k < 4; ++k)
printf(" %3d", XYZ[i][j][k]);
}
}
Слайд 30Инициализация массивов
printf("\n\n Press any key: ");
_getch();
return 0;
}
