Слайд 2Операционная система должна обеспечивать удобный интерфейс не только для прикладных программ, но
и для человека, работающего за терминалом. Этот человек может быть конечным пользователем, администратором ОС или программистом.
В ранних операционных системах пакетного режима функции пользовательского интерфейса были сведены к минимуму и не требовали наличия терминала. Команды языка управления заданиями набивались на перфокарты, а результаты выводились на печатающее устройство.
Современные ОС поддерживают развитые функции пользовательского интерфейса для интерактивной работы за терминалами двух типов: алфавитно-цифровыми и графическими.
Слайд 31. УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ X WINDOW
Графический интерфейс в Linux строится на основе
стандарта X Window System или просто «X», разработка которого была начата в 1984 году. Первые 10 версий X Window System были разработаны всего тремя людьми – Робертом Шейфлером (Robert Sheifler), Джимом Геттисом (Jim Gettys) и Роном Ньюменом (Ron Newman).
Слайд 4Схема работы и взаимодействия Х-сервера
Слайд 5Ключевой компонент графической платформы – X-сервер:
захватывает оборудование;
создаёт по запросу других программ
(которые в этой терминологии называются X-клиентами) окна;
предоставляет другим программам возможность работы в окнах, т. е. вывода информации в эти окна и обработки сигналов от устройств ввода (клавиатуры и мыши или другого координатного устройства), когда окно, назначенное программе, является активным. Предоставление ресурсов возможно, в том числе и через сеть, когда клиент и сервер работают на разных компьютерах (узлах).
Слайд 62. МЕНЕДЖЕРЫ ОКОН
Менеджер окон – это особое приложение, которое тоже является
клиентом X-сервера, но выполняет особую роль – оно управляет другими клиентами. Одна из основных функций, которые выполняет любой менеджер окон – это обеспечение возможности запуска других приложений. Кроме того, менеджер окон обеспечивает выполнение всех операций с окнами: прорисовку рамок, меню, иконок, полос прокрутки и других элементов окна, предоставляет возможность изменять вид и положение окна в процессе работы в соответствии с потребностями пользователя, а также обеспечивает вывод информации от приложения в соответствующее окно.
Слайд 7Менеджер окон ENLIGHTENMENT
Первое, что отображается на экране после запуска менеджера –
это элементы оформления: рамка и строка заголовка с кнопками. Окно теперь можно перемещать по экрану, «ухватив» за заголовок, масштабировать (изменять размер), «взяв» за бок или за угол, максимизировать, минимизировать или закрыть, нажав соответствующую кнопку.
Слайд 8Главными элементами управления интерфейса являются виджеты
Виджеты – это рамки, кнопки, меню и
пр., которые служат «органами управления» окна. Технически (в терминах оконной системы X) виджеты представляют собой отдельные окна, примыкающие к окну прикладной программы и, как правило, перемещающиеся вместе с ним.
Слайд 9Менеджеры окон Blackbox и Fluxbox
BlackBox – один из самых компактных и
быстродействующих оконных менеджеров. Он позволяет эффективно организовать работу на рабочем столе, не загружая его ненужными ссылками и не расходуя экранное пространство на отображение громоздких элементов оформления.
Слайд 10Менеджер окон Windowmaker
WindowMaker (WM) – это свободная реализация (в рамках проекта
GNUStep) концепций NextSTEP – первой получившей более или менее широкую известность универсальной графической среды пользователя. За недоступностью оригинальной NextSTEP для современных платформ.
Слайд 11Оконный менеджер IceWM
IceWM – простой оконный менеджер, его очень часто выбирают
пользователи, переходящие с Microsoft Windows или OS/2, поскольку он достаточно точно повторяет основные черты привычной для них графической рабочей среды.
Слайд 12Интегрированная графическая среда GNOME
GNOME (GNOME, GNU Network Object Model Environment –
«Среда GNU, основанная на модели сетевых объектов», но также и «Образцовая среда для сетевых объектов GNU») – один из самых амбициозных и масштабных проектов в программистском сообществе.