Побитовые операции

Содержание

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Побитовые операторы манипулируют отдельными битами

ЧТО ТАКОЕ ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ Побитовые операторы манипулируют отдельными
в пределах переменной.
В далёком прошлом компьютерной памяти было очень мало и ею сильно дорожили. Это было стимулом максимально разумно использовать каждый доступный бит.
Например, в логическом типе данных bool есть всего лишь два возможных значения (true и false), которые могут быть представлены одним битом, но по факту занимают целый байт памяти! А это, в свою очередь, из-за того, что переменные используют уникальные адреса памяти, а они выделяются только в байтах. Переменная bool занимает 1 бит, а другие 7 тратятся впустую.
Используя побитовые операторы, можно создавать функции, которые позволят уместить 8 значений типа bool в переменной размером 1 байт, что значительно сэкономит потребление памяти. В прошлом такой трюк был очень популярен. Но сегодня, по крайней мере, в прикладном программировании, это не так.

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

С поддерживает все существующие битовые

ЧТО ТАКОЕ ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ С поддерживает все существующие
операторы. Поскольку С создавался, чтобы заменить ассемблер, то была необходимость поддержки всех (или по крайней мере большинства) операций, которые может выполнить ассемблер.
Битовые операции — это тестирование, установка или сдвиг битов в байте или слове, которые соответствуют стандартным типам языка С char и int.
Битовые операторы не могут использоваться с float, double, long double, void и другими сложными типами.
При работе с побитовыми операторами используйте целочисленные типы данных unsigned.

Слайд 4

ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Правило: При работе с побитовыми операторами используйте целочисленные типы данных unsigned.

ПОБИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Правило: При работе с побитовыми операторами используйте целочисленные типы данных unsigned.

Слайд 5

& : ПОРАЗРЯДНАЯ КОНЪЮНКЦИЯ

(операция «И» или поразрядное умножение). Возвращает 1, если

& : ПОРАЗРЯДНАЯ КОНЪЮНКЦИЯ (операция «И» или поразрядное умножение). Возвращает 1, если
оба из соответствующих разрядов обоих чисел равны 1.
Рассмотрим выражение 14 & 5:
1 1 1 0 // 14
0 1 0 1 // 5
--------------
0 1 0 0 // 4

Слайд 6

| : ПОРАЗРЯДНАЯ ДИЗЪЮНКЦИЯ

(операция «ИЛИ» или поразрядное сложение). Возвращает 1, если

| : ПОРАЗРЯДНАЯ ДИЗЪЮНКЦИЯ (операция «ИЛИ» или поразрядное сложение). Возвращает 1, если
хотя бы один из соответствующих разрядов обоих чисел равен 1.
Рассмотрим выражение 10 | 7:
1 0 1 0 // 10
0 1 1 1 // 7
---------------
1 1 1 1 // 15

Слайд 7

^ : ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ “ИЛИ”

Побитовое исключающее ИЛИ (^) (англ. «XOR» от «eXclusive

^ : ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ “ИЛИ” Побитовое исключающее ИЛИ (^) (англ. «XOR» от «eXclusive
OR«). При обработке двух операндов, исключающее ИЛИ возвращает true (1), только если один и только один из операндов является истинным (1). Если таких нет или все операнды равны 1, то результатом будет false (0).
Рассмотрим выражение 6 ^ 3:
0 1 1 0 // 6
0 0 1 1 // 3
---------------
0 1 0 1 // 5

Слайд 8

~ : ПОРАЗРЯДНОЕ ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ИНВЕРСИЯ.

Инвертирует все разряды операнда. Если разряд равен

~ : ПОРАЗРЯДНОЕ ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ИНВЕРСИЯ. Инвертирует все разряды операнда. Если разряд
1, то он становится равен 0, а если он равен 0, то он получает значение 1.
Рассмотрим выражение ~ 9:
1 0 0 1// 9
0 1 1 0 // 6

Слайд 9

ОПЕРАЦИИ АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА

Операции битового сдвига могут быть полезны при декодировании информации от

ОПЕРАЦИИ АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА Операции битового сдвига могут быть полезны при декодировании информации
внешних устройств и для чтения информации о статусе.
Операторы битового сдвига могут также использоваться для выполнения быстрого умножения и деления целых чисел.

Слайд 10

ОПЕРАТОР ПОБИТОВОГО АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА ВПРАВО >>: A>> B

Оператор >> сдвигает вправо биты выражения A на количество

ОПЕРАТОР ПОБИТОВОГО АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА ВПРАВО >>: A>> B Оператор >> сдвигает вправо
битов, указанных в выражении B. 
Для заполнения позиций слева используется бит знака значения A. 
Цифры, сдвинутые за пределы диапазона, удаляются. 
Тип данных, возвращаемых данным оператором, определяется типом данных выражения A.

Например:
short int temp
temp = -14 >> 2
после вычисления этого кода переменная temp имеет значение -4, поскольку при сдвиге значения -14 (11110010 в двоичном выражении) на два бита в право получается значение -4 (11111100 в двоичном выражении).

Слайд 11

Получили дополнительный код отрицательного числа. Проделаем обратную процедуру, чтобы получить прямой код

Получили дополнительный код отрицательного числа. Проделаем обратную процедуру, чтобы получить прямой код
числа и применим позиционную формулу для получения десятичного числа
Обратный код: 1’111111111111011: Прямой код: 1’00000000000100 = - 410

Слайд 12

ОПЕРАТОР ПОБИТОВОГО АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА ВЛЕВО <<: A<< B

Оператор << сдвигает влево биты выражения A на количество

ОПЕРАТОР ПОБИТОВОГО АРИФМЕТИЧЕСКОГО СДВИГА ВЛЕВО Оператор “Выталкиваемые наружу” биты пропадают, освобождающиеся биты
битов, указанных в выражении B. 
“Выталкиваемые наружу” биты пропадают, освобождающиеся биты заполняются нулями.
Тип данных, возвращаемых данным оператором, определяется типом данных выражения А.

Например:
short int temp
temp = -14 << 2
после вычисления этого кода переменная temp имеет значение -56, поскольку при сдвиге значения -14 (11110010 в двоичном выражении) на два бита влево получается значение -56 (10111000 в двоичном выражении).

Слайд 13

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СДВИГИ

Операторы битового сдвига могут также использоваться для выполнения быстрого умножения

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СДВИГИ Операторы битового сдвига могут также использоваться для выполнения быстрого
и деления целых чисел. Сдвиг влево равносилен умножению на 2, а сдвиг вправо - делению на 2 (четных чисел).
Сдвинутые биты теряются, а с другого конца появляются нули. В том случае, если вправо сдвигается отрицательное число, слева появляются единицы (поддерживается знаковый бит).

Слайд 14

ПРИМЕР

Каждый сдвиг влево приводит к умножению на 2. Обратим внимание, что после

ПРИМЕР Каждый сдвиг влево приводит к умножению на 2. Обратим внимание, что
сдвига х << 2 информация теряется, поскольку биты сдвигаются за конец байта.
Каждый сдвиг вправо приводит к делению на 2. Обратим внимание, что деление не вернуло потерянные при умножении биты.

Слайд 15

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Битовое «И» чаще всего используется для выключения битов:

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Битовое «И» чаще всего используется для выключения
любой бит, установленный в 0, вызывает установку соответствующего бита в другом операнде также в 0. Например, следующий фрагмент программы читает символы, вводимые с консоли, и сбрасывает бит четности в 0:

char ch, ch1;
cin >> ch;
ch1 = ch & 127;
cout << ch1<

Слайд 16

В последовательной передаче данных часто используется формат 7 бит данных, бит чётности,

В последовательной передаче данных часто используется формат 7 бит данных, бит чётности,
один или два стоповых бита. Такой формат аккуратно размещает все 7-битные ASCII символы в удобный 8-битный байт.
В следующем примере показано, как работает данный фрагмент программы с битами. В нём предполагается, что ch имеет символ 'А' и имеет бит четности:

Бит чётности

Слайд 17

В результате работы программы чётность, отображаемая восьмым битом, устанавливается в 0 с

В результате работы программы чётность, отображаемая восьмым битом, устанавливается в 0 с
помощью битового «И», поскольку биты с номерами от 1 до 7 установлены в 1, а бит с номером 8 — в 0. Выражение ch & 127 означает, что выполняется битовая операция «И» между битами переменной ch и битами числа 127.
В результате получим ch со сброшенным старшим битом.

Слайд 18

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Битовое «ИЛИ» может использоваться для установки битов: любой

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Битовое «ИЛИ» может использоваться для установки битов:
бит, установленный в любом операнде, вызывает установку соответствующего бита в другом операнде. Например, в результате операции 128 | 3 получаем:

Слайд 19

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Исключающее ИЛИ (XOR) ) устанавливает бит, если соответствующие

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Исключающее ИЛИ (XOR) ) устанавливает бит, если
биты в операндах отличаются. Например, в результате операции 127 ^ 120 получаем:

Слайд 20

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Оператор битового дополнения ~ инвертирует состояние каждого бита

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ БИТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Оператор битового дополнения ~ инвертирует состояние каждого
указанной переменной, то есть 1 устанавливается в 0, а 0 — в 1.
Битовые операторы часто используются в процедурах шифрования. Если есть желание сделать дисковый файл нечитабельным, можно выполнить над ним битовую операцию.
Одним из простейших методов является использование битового дополнения для инверсии каждого бита в байте, как показано ниже:

Следует обратить внимание, что в результате выполнения двух битовых дополнений получаем исходное число. Следовательно, первое дополнение будет создавать кодированную версию байта, а второе будет декодировать.

Слайд 21

П О Б И Т О В Ы Е О П Е

П О Б И Т О В Ы Е О П Е
Р А Т О Р Ы П Р И С В А И В А Н И Я

Все битовые операции выполняются слева направо. В следующей строке приведены битовые операции в порядке уменьшения их приоритета.
~, << >>, &, ^, |

Слайд 22

ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЕ КОНСТАНТЫ НА С++

Целочисленные данные в языке Си могут быть представлены в

ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЕ КОНСТАНТЫ НА С++ Целочисленные данные в языке Си могут быть представлены
одной из следующих систем счисления:
По умолчанию целочисленные константы имеют тип int.

Слайд 23

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА УСТАНОВКУ НЕОБХОДИМЫХ БИТОВ.

Написать программу, которая позволит ввести два

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА УСТАНОВКУ НЕОБХОДИМЫХ БИТОВ. Написать программу, которая позволит ввести два
числа типа unsigned int с клавиатуры, найти и вывести на консоль их сумму, далее, используя битовые операции сделать в ней, чтобы 2-й и 1-й биты были равны 0, 3-й бит - равен 1, а остальные сохранили свои значения, вывести результат.
Наша задача – подобрать такие двоичные константы, которые позволят сделать необходимые операции с указанными битами.
ПОМНИМ: нумерация битов начинается слева и с нуля!

Слайд 24

int main() // главная функция программы
{
unsigned int a, b, sum; /* описание типов

int main() // главная функция программы { unsigned int a, b, sum;
переменных */
setlocale(LC_ALL, "rus"); // для вывода русского шрифта в консоль
printf("\nВведите a\n");
scanf_s("%u", &a); /* вводим a */
printf("\nВведите b\n");
scanf_s("%u", &b); /* вводим a */
sum = a + b; /* нашли сумму */
printf("\nСумма равна a и b =%u", sum); /* вывели сумму на монитор */
sum = sum & 0xfff9; /* установили 2 и 1 биты в 0
fff9, в двоичной системе
1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1001*/
sum |= 0x8; /* установили 3 бит в 1
8, в двоичной системе
0000 0000 0000 0000 0000 0000 0000 1000 */
printf("\nПосле преобразования sum=%u\n", sum);
system("pause");
return 0; // вернулись в среду разработки
}

Слайд 25

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

2210=1616=0000 0000 0001 01102 – тип unsigned int
0xfff9= 1111 1111

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ 2210=1616=0000 0000 0001 01102 – тип unsigned int 0xfff9=
1111 1001 – по умолчанию эта константа имеет тип int и имеет, соответственно, 32 бита, но старшие 16 бит никак не повлияют на тип unsigned int и мы, можем старшие 16 бит не рассматривать.

Слайд 26

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ БИТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Написать программу, которая позволит ввести число x

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ БИТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Написать программу, которая позволит ввести число
типа unsigned int с клавиатуры, напечатать его и, используя битовые операции, поменять в нем четверки и восьмерки бит по схеме

Слайд 27

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ 6553710 =1000116

ПОЛУЧИЛИ: 100100016 = 166 + 163 = 1678131210

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ 6553710 =1000116 ПОЛУЧИЛИ: 100100016 = 166 + 163 = 1678131210

Слайд 28

int main()
{unsigned int lx, l41, l42, l43, l44, l83;
setlocale(LC_ALL, "rus"); //

int main() {unsigned int lx, l41, l42, l43, l44, l83; setlocale(LC_ALL, "rus");
для вывода русского шрифта в консоль
printf("\n Введите число : "); /* поясняющая надпись */
scanf_s("%ld", &lx); /* вводим число */
printf("\n Введено число lx = %ld ( 16-format: %X) \n", lx,lx); /* вывели число */
l41 = lx & 0xf; /* нашли первую четверку */
l42 = lx & 0xf0; /* нашли вторую четверку */
l43 = lx & 0xf00; /* нашли третью четверку */
l44 = lx & 0xf000; /* нашли четвертую четверку */
l83 = lx & 0xff0000; /* нашли третью восьмерку */
/* поставили четвертую восьмерку на место третьей
и обнулили младшие шестнадцать и старшие 8 бит */
lx = (lx >> 8) & 0xff0000;
/* поставили все на место */
lx += (l41 << 12) + (l42 << 4) + (l43 >> 4) + (l44 >> 12) + (l83 << 8);
/* вывели полученное значение на монитор */
printf("\n После преобразования число равно %ld ( 16-format: %X)\n", lx, lx);
system("pause"); return 0; }

Слайд 29

ПОЛУЧИЛИ: 100100016 = 166 + 163 = 1678131210

ПОЛУЧИЛИ: 100100016 = 166 + 163 = 1678131210

Слайд 30

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ БИТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Дано число k, 0 ≤ k ≤

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ БИТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Дано число k, 0 ≤ k
31. Не используя арифметические операторы сложения, умножения, вычитания, деления, взятия остатка, вычислить 2k, применяя побитовые операторы &, |, ~, ^, <<, >>.
Контрольный пример:
20 = 110 = 000000012
21 = 210 = 000000102
22 = 410 = 000001002
…..
Очевидно, что степень k позволяет сместить 1 влево на k позиций
Имя файла: Побитовые-операции.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 1