Программирование циклических алгоритмов. Начала программирования

Содержание

Слайд 2

Ключевые слова

while ( цикл-ПОКА)
repeat (цикл-ДО)
for (цикл с параметрами)

Ключевые слова while ( цикл-ПОКА) repeat (цикл-ДО) for (цикл с параметрами)

Слайд 3

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Общий вид оператора:
while <условие> do <оператор>
Здесь:
<условие>

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Общий вид оператора: while do
- логическое выражение; пока оно истинно, выполняется тело цикла;
<оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.

Слайд 4

program n_14;
var x, y, q, r: integer;
begin
writeln ('Частное и остаток');

program n_14; var x, y, q, r: integer; begin writeln ('Частное и
write ('Введите делимое x>>');
readln (x);
write ('Введите делитель y>>');
read (y);
r:=x;
q:=0;
while r>=y do
begin
r:=r-y;
q:=q+1
end;
writeln ('Частное q=', q);
writeln ('Остаток r=', r)
end.

Слайд 5

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Общий вид оператора:
repeat <оператор1; оператор2; …;

Программирование циклов с заданным условием окончания работы Общий вид оператора: repeat until
> until <условие>
Здесь:
<оператор1>; <оператор2>; … - операторы, образующие тело цикла;
<условие> - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла.

Слайд 6

program n_15;
var i: integer; x: real;
begin
writeln ('График тренировок');
i:=1;
x:=10;

program n_15; var i: integer; x: real; begin writeln ('График тренировок'); i:=1;
repeat
i:=i+1;
x:=x+0.1*x;
until x>=25;
writeln ('Начиная с ', i, '-го дня спортсмен будет пробегать 25 км')
end.

Слайд 7

Программирование циклов с заданным числом повторений

Общий вид оператора:
for <параметр>:=<начальное_значение>
to <конечное_значение> do <оператор>

Здесь:
<параметр>

Программирование циклов с заданным числом повторений Общий вид оператора: for := to
- переменная целого типа;
<начальное_значение> и <конечное_значение> - выражения того же типа, что и параметр;
<оператор> - простой или составной оператор - тело цикла.

После каждого выполнения тела цикла происходит увеличение на единицу параметра цикла; условие выхода из цикла - превышение параметром конечного значения.

Слайд 8

program n_16;
var i,n:integer;a,y:real;
begin
writeln ('Возведение в степень');
write ('Введите основание a>>');

program n_16; var i,n:integer;a,y:real; begin writeln ('Возведение в степень'); write ('Введите основание
readln (a);
write ('Введите показатель n>>');
readln (n);
y:=1;
for i:=1 to n do y:=y*a;
writeln ('y=', y)
end.

Слайд 9

Различные варианты программирования циклического алгоритма

Для решения одной и той же задачи могут

Различные варианты программирования циклического алгоритма Для решения одной и той же задачи
быть созданы разные программы.

Организуем ввод целых чисел и подсчёт количества введённых положительных и отрицательных чисел. Ввод должен осуществляться до тех пор, пока не будет введён ноль.
В задаче в явном виде задано условие окончания работы.
Воспользуемся оператором repeat.

Слайд 10

program n_17;
var n, k1, k2: integer;
begin
k1:=0;
k2:=0;
repeat
write ('Введите

program n_17; var n, k1, k2: integer; begin k1:=0; k2:=0; repeat write
целое число>>');
readln (n);
if n>0 then k1:=k1+1;
if n<0 then k2:=k2+1;
until n=0;
writeln ('Введено:');
writeln ('положительных чисел – ', k1);
writeln ('отрицательных чисел – ', k2)
end.

Слайд 11

Ввод осуществляется до тех пор, пока не будет введён ноль.
Работа продолжается, пока

Ввод осуществляется до тех пор, пока не будет введён ноль. Работа продолжается,
n 0.
Воспользуемся оператором while:

program n_18;
var n, k1, k2: integer;
begin
k1:=0;
k2:=0;
n:=1;
while n<>0 do
begin
writeln ('Введите целое число>>');
read (n);
if n>0 then k1:=k1+1;
if n<0 then k2:=k2+1;
end;
writeln ('Введено:');
writeln ('положительных – ', k1);
writeln ('отрицательных – ', k2)
end.

n

Слайд 12

Самое главное

В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла:
while цикл-ПОКА)
repeat (цикл-ДО)
for

Самое главное В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла: while цикл-ПОКА)
(цикл с параметром).
Если число повторений тела цикла известно, то лучше воспользоваться оператором for; в остальных случаях используются операторы while и repeat.

Слайд 13

Вопросы и задания

Проанализируйте следующий цикл:
while ac:=a=b;
В чём его особенность?

Дана последовательность

Вопросы и задания Проанализируйте следующий цикл: while a c:=a=b; В чём его
операторов:
a:=1;
b:=1;
repeat
a:=a+1;
b:=b*2;
until b>8;
s:=a+b
Сколько раз будет повторён цикл и какими будут значения переменных a, b, s после исполнения этой последовательности операторов?

Слайд 14

Напишите программу, которая генерирует 10 случайных чисел в диапазоне от 1 до

Напишите программу, которая генерирует 10 случайных чисел в диапазоне от 1 до
20, выводит эти числа на экран и вычисляет их среднее арифметическое.

Напишите программу, которая 10 раз выводит на экран
ваши имя и фамилию.

Напишите программу вычисления наибольшего общего делителя двух целых чисел:
а) используйте оператор repeat;
б) используйте оператор while.

Слайд 15

Какой из трёх рассмотренных операторов цикла является, по вашему мнению, основным, т.

Какой из трёх рассмотренных операторов цикла является, по вашему мнению, основным, т.
е. таким, что им можно заменить два других?
Обоснуйте свою точку зрения.

Слайд 16

Напишите программу, которая вычисляет сумму:
а) первых n натуральных чисел;
б) квадратов первых n

Напишите программу, которая вычисляет сумму: а) первых n натуральных чисел; б) квадратов
натуральных чисел;
в) всех чётных чисел в диапазоне от 1 до n;
г) всех двузначных чисел.

Слайд 17

Дана последовательность операторов:
a:=1;
b:=2;
while a+b<8 do
begin
a:=a+1;
b:=b+2;
end;
s:=a+b
Сколько раз будет повторен цикл и

Дана последовательность операторов: a:=1; b:=2; while a+b begin a:=a+1; b:=b+2; end; s:=a+b
какими будут значения переменных a, b, s после исполнения этой последовательности операторов?

Слайд 18

Напишите программу, выводящую на экран изображение шахматной доски, где чёрные клетки изображаются

Напишите программу, выводящую на экран изображение шахматной доски, где чёрные клетки изображаются
звёздочками, а белые - пробелами. Рекомендуемый вид экрана после выполнения программы представлен ниже:
* * * *
* * * *
* * * *
* * * *
* * * *
* * * *
* * * *
* * * *

Слайд 19

Сколько раз будет выполнен цикл?
а) for i:=0 to 15 do s:=s+1;
б) for

Сколько раз будет выполнен цикл? а) for i:=0 to 15 do s:=s+1;
i:=10 to 15 do s:=s+1;
в) for i:=-1 to 1 do s:=s+1;
г) for i:=10 to 10 do s:=s+1;
д) k:=5;
for i:=k-1 to k+1 do s:=s+1;