Управление исполнителями

Содержание

Слайд 2

Что такое алгоритм?

Алгоритм — это точное описание порядка действий некоторого исполнителя.

Исполнитель –

Что такое алгоритм? Алгоритм — это точное описание порядка действий некоторого исполнителя.
это устройство или одушевлённое существо (человек), способное понять и выполнить команды, составляющие алгоритм.

Формальные исполнители: не понимают (и не могут понять) смысл команд.

Алгоритм – это порядок выполнения действий.

Слайд 3

Исполнитель Робот

стенка

Система команд исполнителя (СКИ):

вверх
вниз

вправо
влево

Состояние исполнителя:

Среда — это обстановка, в которой

Исполнитель Робот стенка Система команд исполнителя (СКИ): вверх вниз вправо влево Состояние
работает исполнитель.

Слайд 4

Свойства алгоритма

Дискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых выполняется

Свойства алгоритма Дискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых
ограниченное (не бесконечное) время.
Понятность — алгоритм содержит только команды, входящие в систему команд исполнителя.
Определённость — при каждом выполнении алгоритма с одними и теми же исходными данными должен быть получен один и тот же результат.

Слайд 5

Необязательные свойства алгоритма

? Конечность (результативность) — для корректного набора данных алгоритм должен

Необязательные свойства алгоритма ? Конечность (результативность) — для корректного набора данных алгоритм
заканчиваться с некоторым результатом (не зацикливаться).
? Корректность — для допустимых исходных данных алгоритм должен приводить к правильному результату.
? Массовость — алгоритм можно использовать для решения множества однотипных задач с различными исходными данными (решение «в буквах»).

Слайд 6

Одна задача – много алгоритмов

Задача. Вычислите
S = 1 + 2 + 3

Одна задача – много алгоритмов Задача. Вычислите S = 1 + 2
+ 4 + 5 + … + 99 + 100

Решение К.Ф. Гаусса:
1 + 100 = 2 + 99 = 3 + 98 = …
= 50 + 51 = 101
S = 50 · 101 = 5050

Слайд 7

Управление исполнителями

Ручное (непосредственное, «с пульта»):

Программное (по готовой программе):

бортовой компьютер

Программа — это алгоритм,

Управление исполнителями Ручное (непосредственное, «с пульта»): Программное (по готовой программе): бортовой компьютер
записанный на языке, понятном компьютеру.

Слайд 8

Управление исполнителями

§ 30. Способы записи алгоритмов

Управление исполнителями § 30. Способы записи алгоритмов

Слайд 9

Алгоритм «О»

Словесная форма:
Даны два натуральных числа. Пока первое число не меньше второго,

Алгоритм «О» Словесная форма: Даны два натуральных числа. Пока первое число не
заменять его на разность первого и второго. Результат работы алгоритма — полученное первое число.

3

1

2

2

неоднозначность естественных языков

Слайд 10

Алгоритм «О»

По шагам:
Вход: два натуральных числа, a и b.
Шаг 1. Если a

Алгоритм «О» По шагам: Вход: два натуральных числа, a и b. Шаг
< b, перейти к шагу 4 (Стоп).
Шаг 2. Заменить a на a – b.
Шаг 3. Перейти к шагу 1.
Шаг 4. Стоп.
Результат: значение a.

не все знают русский язык

Слайд 11

Алгоритм «О»

Блок-схема:

начало и конец алгоритма

ввод и вывод данных

условие (выбор)

операции с данными

начало

конец

a <

Алгоритм «О» Блок-схема: начало и конец алгоритма ввод и вывод данных условие
b?

a ← a – b

a, b

a

да

нет

Условные обозначения

присвоить a значение a – b

Слайд 12

Ручная прокрутка (трассировка)

Вход: два натуральных числа, a и b.
Шаг 1. Если a

Ручная прокрутка (трассировка) Вход: два натуральных числа, a и b. Шаг 1.
< b, перейти к шагу 4.
Шаг 2. Заменить a на a – b.
Шаг 3. Перейти к шагу 1.
Шаг 4. Стоп.
Результат: значение a.

4

Слайд 13

Переменные

Переменная — это величина, значение которой можно изменять во время работы алгоритма.

Вход:

Переменные Переменная — это величина, значение которой можно изменять во время работы
два натуральных числа, a и b.
Шаг 1. Если a < b, перейти к шагу 4.
Шаг 2. Заменить a на a – b.
Шаг 3. Перейти к шагу 1.
Шаг 4. Стоп.
Результат: значение a.

a ← a – b
или
a := a – b

присваивание значения

Слайд 14

Языки программирования

Программа — это алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.

101110000000111100000000
101110110000010000000000
0011101111000011
0111110000000100
0010101111000011
1110101111111000
1100110100100000

Алгоритм «О»:

сложно писать

Языки программирования Программа — это алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру. 101110000000111100000000
и понимать программы

Слайд 15

Язык ассемблера

101110000000111100000000
101110110000010000000000
0011101111000011
0111110000000100
0010101111000011
1110101111111000
1100110100100000

mov ax, 15
mov bx, 4
m: cmp ax, bx
jl

Язык ассемблера 101110000000111100000000 101110110000010000000000 0011101111000011 0111110000000100 0010101111000011 1110101111111000 1100110100100000 mov ax, 15
end
sub ax, bx
jmp m
end: int 20h

Машинные коды:

Язык ассемблера:

Ассемблер — это программа, которая переводит символьную запись команд в машинные коды.

зависят от процессора!

непереносимость программ

Слайд 16

Языки высокого уровня

1) легко понимаются человеком
2) не «привязаны» к командам конкретного процессора

Школьный

Языки высокого уровня 1) легко понимаются человеком 2) не «привязаны» к командам
алгоритмический язык:

цел a, b
a:=15
b:=4
нц пока a>=b
a:=a-b
кц

Слайд 17

Языки высокого уровня

1957: FORTRAN = FORmula TRANslator
для решения научных задач

1972:

Языки высокого уровня 1957: FORTRAN = FORmula TRANslator для решения научных задач
С (Д. Ритчи, К. Томпсон)

С++, C#, Java, JavaScript, …

1991: Python (Г. ван Россум)

Для программирования сайтов:
PHP, JavaScript

Логическое программирование:
Prolog

Учебные языки:
BASIC, Паскаль, Школьный алгоритмический язык

Слайд 18

Управление исполнителями

§ 31. Примеры исполнителей

Управление исполнителями § 31. Примеры исполнителей

Слайд 19

Формальный исполнитель

Формальный исполнитель — это исполнитель, который одну и ту же команду

Формальный исполнитель Формальный исполнитель — это исполнитель, который одну и ту же
всегда понимает однозначно и выполняет одинаково.

23321

→ А

443

2114

2334

21

Слайд 20

Исполнитель Черепаха

вперед 30
вправо 90
вперед 30
вправо 90
вперед 30
вправо 90
вперед 30
вправо 90

градусов

повтори 4 [

Исполнитель Черепаха вперед 30 вправо 90 вперед 30 вправо 90 вперед 30
вперед 30 вправо 90 ]

число сторон

повтори 12 [ вперед 50 вправо 45 ]

повтори 10 [ вперед 50 вправо 60 ]

шагов

Слайд 21

Исполнитель Черепаха

повтори 4 [ вперед 30 вправо 45 ]

незамкнутая ломаная

повтори 45 [

Исполнитель Черепаха повтори 4 [ вперед 30 вправо 45 ] незамкнутая ломаная
вперед 30 вправо 45
вправо 45]

повтори 12 [ вправо 15 вперед 30
вправо 45 ]

повтори 5 [ вправо 15 вперед 30
вправо 15 ]

повтори 15 [ вправо 80 вперед 30
влево 35 ]

Слайд 22

Исполнитель Удвоитель

Работает с одним числом и умеет выполнять с ним две операции

Исполнитель Удвоитель Работает с одним числом и умеет выполнять с ним две
(команды):
1. прибавь 1
2. умножь на 2

Программа – это последовательность номеров команд, которые нужно выполнить.

Программа 12211

2

начальное число

3

6

12

13

14

1

2

2

1

1

результат

Слайд 23

Исполнитель Удвоитель

прибавь 1
умножь на 2

Какие числа можно получить?
при целом x ≥ 0

Исполнитель Удвоитель прибавь 1 умножь на 2 Какие числа можно получить? при
x, x+1, x+2, …
при целом x < 0
любые целые

Программа 1212

x

x+1

1

2(x+1)

2

2x+3

1

4x+6

2

а 34?

Слайд 24

Исполнитель Шифровальщик

Если цепочка символов начинается с гласной буквы, Шифровальщик переставляет последнюю букву

Исполнитель Шифровальщик Если цепочка символов начинается с гласной буквы, Шифровальщик переставляет последнюю
в начало слова, а если с согласной, то меняет местами первую и вторую буквы.
Этот алгоритм применили к слову КОТИК. Какое слово получилось?

Этот алгоритм дважды применили к слову КОТИК. Какое слово получилось?

КОТИК → ОКТИК

КОТИК → ОКТИК → КОКТИ

Слайд 25

Исполнитель Шифровальщик

Если в цепочке символов чётное количество букв, Шифровальщик добавляет в середину

Исполнитель Шифровальщик Если в цепочке символов чётное количество букв, Шифровальщик добавляет в
слова букву Я, а если нечётное – удваивает среднюю букву.
Этот алгоритм применили к слову КОТИК. Какое слово получилось?

Этот алгоритм дважды применили к слову КОТИК. Какое слово получилось?

КОТИК → КОТТИК

КОТИК → КОТТИК → КОТЯТИК

Слайд 26

Исполнитель Шифровальщик

АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

ПРИВЕТ ВАСЯ

А→Б

П→Р

РСКГЁУ ГБТА

Б→В

Я→А

Р→С

Шифр Цезаря

АВМПЛП

Расшифруйте:

НПСЛПГЭ

ЛМАЛТБ

← ЯБЛОКО

← МОРКОВЬ

← КЛЯКСА

Исполнитель Шифровальщик АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ ПРИВЕТ ВАСЯ А→Б П→Р РСКГЁУ ГБТА Б→В Я→А Р→С

Слайд 27

Управление исполнителями

§ 32. Оптимальные программы

Управление исполнителями § 32. Оптимальные программы

Слайд 28

Что такое оптимальная программа?

Оптимальная программа — это самая лучшая программа по какому-то

Что такое оптимальная программа? Оптимальная программа — это самая лучшая программа по
показателю.

Напишите две программы для Удвоителя:
3 → … → 7

Слайд 29

Составление программы

Используя команды:
1. прибавь 1
2. умножь на 2
написать самую короткую

Составление программы Используя команды: 1. прибавь 1 2. умножь на 2 написать
программу, которая из 6 получает 28.

Ответ: 122

6

7

25

1

дерево вариантов

12

8

14

13

24

9

16

15

28

14

26

48

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

Имя файла: Управление-исполнителями.pptx
Количество просмотров: 138
Количество скачиваний: 0