Включение в работу числовых данных. (Урок 5-6)

Слайд 2

Начнём с простого: целые числа

Любые данные, с которыми мы работаем, необходимо где-то

Начнём с простого: целые числа Любые данные, с которыми мы работаем, необходимо
хранить. Все данные, с которыми работает программа, должны находиться в основной памяти. Основная память состоит из ячеек (байтов), каждая из которых имеет адрес, т.е. порядковый номер. В этих ячейках мы и будем хранить данные.

Значения переменных

Рис. Хранение переменных в памяти компьютера

*

Слайд 3

Понятие переменной

Данные нашей программы принято называть величинами. Величины, которые меняются, называют переменными,

Понятие переменной Данные нашей программы принято называть величинами. Величины, которые меняются, называют
а те, которые не меняются – постоянными.
Величину (число), хранящуюся в ячейке, называют значением ячейки. Программа работает с адресами и значениями ячеек памяти. Но нам, людям, неудобно работать с адресами – это большие числа. Поэтому ячейкам, с которыми будет работать программа, принято давать имя, или, что тоже самое, идентификатор. В специальной таблице программа-компилятор будет запоминать, какому имени какой адрес ячейки памяти соответствует. Итак, мы будем иметь дело только с именами ячеек и с их значениями.

Запомните: Идентификатор (имя) всегда должен начинаться с латинской буквы, после которой может следовать некоторое число латинских букв, цифр, или символов подчёркивания (_). В имени не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков.

*

Слайд 4

Тип Integer. Оператор присваивания. Вывод на экран

Program Product;
{Далее идёт раздел описания переменных.

Тип Integer. Оператор присваивания. Вывод на экран Program Product; {Далее идёт раздел
Он всегда начинается со слова var (от variable - переменная)}
var
A, B, C: Integer; {Имена в списке – через запятую; в конце списка через двоеточие указывается тип данных: Integer - целый}
Begin {Началось тело программы}
A:=5; {Это оператор присваивания. Запись означает, что в переменную (ячейку) A записали число 5. Не путать с записью А=5!!!}
Writeln (A); {Вывод на экран содержимого переменной А}
Writeln (‘A’); {Вывод на экран символа А}
A:=A+1; {Запишем в переменную А число, которое до этого в ней было, но увеличенное на 1}
B:=7;
C:=A*B;
Writeln (‘Product=’ , C) {Вывод содержимого ячейки С с пояснительным текстом}
End. {Здесь кончается тело программы}
При запуске программа выведет на экран следующее:
5
А
Product=42

Для хранения целых чисел в Паскале используется специальный тип данных - Integer
Product
Запомните:
В результате выполнения оператора присваивания в ячейку помещается новое число. Старое содержимое ячейки при этом пропадает.
Справа от оператора присваивания может стоять число или любое выражение. Слева может стоять только имя переменной. Выражения слева быть не может – иначе Паскаль не будет знать, в какую ячейку памяти поместить результат.

*

Слайд 5

Операции с типом Integer

Program Action;
var
A, B, C: Integer;
Begin
A:=17;
B:=3;
{Операция

Операции с типом Integer Program Action; var A, B, C: Integer; Begin
умножения:}
C:=A*B; Writeln (’17*3=’ , C);
{Деление нацело:}
C:=A div B; Writeln (’17 div 3=’ , C);
{Вычисление остатка от деления:}
C:=A mod B; Writeln (’17 mod 3=’ , C);
{Сложение:}
C:=A+B; Writeln (’17 + 3=’ , C);
{Вычитание:}
C:=A-B; Writeln (’17 - 3=’ , C)
End.
При запуске программа выведет на экран следующее:
17 * 3 = 51
17 div 3 = 5
17 mod 3 = 2
17 + 3 = 20
17 – 3 = 14

Запомните!
Все действия мы производим только с целыми числами!
Целое число, которое получилось в результате деления, называется целочисленным частным. Это результат операции div.
То, что осталось от делимого, называется остатком. Это результат операции mod.
Например:
5 div 2 = 2; 5 mod 2 = 1;
3 div 5 = 0; 3 mod 5 = 3

*

Слайд 6

Стандартные функции типа Integer

Многие стандартные действия с числовыми данными выполняются путём вызова

Стандартные функции типа Integer Многие стандартные действия с числовыми данными выполняются путём
функций из библиотеки Паскаля. Такие функции называются стандартными функциями.

*

Пример:
Program Infunct;
var
A, B, C: Integer;
Begin
A:=-2;
B:=Abs(A); Writeln (‘Abs(-2)=‘ ,B); {Функция Abs(x) вычисляет абсолютное значение аргумента х, т.е. модуль}
C:=Sqr(B); Writeln (‘Sqr(2)=‘ ,C); {Функция Sqr(x) возводит в квадрат аргумент х}
C:=Sqr(B+B); Writeln (‘Sqr(2+2)=‘ ,C);
Writeln (A);
End.
При запуске программы вывод на экран:
Abs(-2)=2
Sqr(2)=4
Sqr(2+2)=16

Слайд 7

Стандартные функции типа Integer

Многие стандартные действия с числовыми данными выполняются путём вызова

Стандартные функции типа Integer Многие стандартные действия с числовыми данными выполняются путём
функций из библиотеки Паскаля. Такие функции называются стандартными функциями.

*

Пример:
Program Infunct;
var
A, B, C: Integer;
Begin
A:=-2;
B:=Abs(A); Writeln (‘Abs(-2)=‘ ,B); {Функция Abs(x) вычисляет абсолютное значение аргумента х, т.е. модуль}
C:=Sqr(B); Writeln (‘Sqr(2)=‘ ,C); {Функция Sqr(x) возводит в квадрат аргумент х}
C:=Sqr(B+B); Writeln (‘Sqr(2+2)=‘ ,C)
End.
При запуске программы вывод на экран:
Abs(-2)=2
Sqr(2)=4
Sqr(2+2)=16

Слайд 8

Задания:

Даны 3 целых числа – A, B, C. Вычислить их сумму и

Задания: Даны 3 целых числа – A, B, C. Вычислить их сумму
произведение.
Дана длина ребра куба (целое число). Найти объём куба и площадь его боковой поверхности.
Справка:
V = a3
S = a2
Вычислите значение следующего выражения:
|39*54-842|
Ответ: 4950

*