Урок литературы в 11 классе по роману Чингиза Айтматова Плаха

Содержание

Слайд 2

«ПЛА́ХА» — РОМАН КИРГИЗСКОГО CОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА, ИЗДАННЫЙ ВПЕРВЫЕ В 1986

«ПЛА́ХА» — РОМАН КИРГИЗСКОГО CОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА, ИЗДАННЫЙ ВПЕРВЫЕ В 1986
ГОДУ В ЖУРНАЛЕ НОВЫЙ МИР. РОМАН РАССКАЗЫВАЕТ О СУДЬБАХ ДВУХ ЛЮДЕЙ — АВДИЯ КАЛЛИСТРАТОВА И БОСТОНА УРКУНЧИЕВА, СУДЬБЫ КОТОРЫХ СВЯЗАНЫ С ОБРАЗОМ ВОЛЧИЦЫ АКБАРЫ, СВЯЗУЮЩЕЙ НИТЬЮ КНИГИ.

Слайд 3

РОДИЛСЯ 12 ДЕКАБРЯ 1928, СЕЛО ШЕКЕР, КИРГИЗИЯ — 10 ИЮНЯ 2008, НЮРНБЕРГ,

РОДИЛСЯ 12 ДЕКАБРЯ 1928, СЕЛО ШЕКЕР, КИРГИЗИЯ — 10 ИЮНЯ 2008, НЮРНБЕРГ,
ГЕРМАНИЯ — КИРГИЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПИСАВШИЙ НА КИРГИЗСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ, НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ КИРГИЗСКОЙ СССР (1974), ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА (1978).

Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов

Слайд 4

БИШКЕК

БИШКЕК

Слайд 5

ТАЛАС - ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В ДОЛИНЕ С ОДНОИМЕННЫМ

ТАЛАС - ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В ДОЛИНЕ С ОДНОИМЕННЫМ НАЗВАНИЕМ.
НАЗВАНИЕМ. ТАЛАССКАЯ ДОЛИНА ОТРЕЗАНА ЦЕПЬЮ ГОР ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КЫРГЫЗСТАНА, И САМЫЙ УДОБНЫЙ МАРШРУТ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАН, НО ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ ВИЗУ. ОДНАКО ВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ ДОЛИНЫ ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ ТЕО -АШУУ, СВЕРНУВ НА СЕВЕР С ГЛАВНОЙ ДОРОГИ БИШКЕК- ОШ, ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ СУУСАМЫРСКОЙ ДОЛИНЫ. ТАЛАС ИЗВЕСТЕН КАК ЗЕМЛЯ МАНАСА, СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ИМЕННО ЗДЕСЬ ВТАЛАСЕ НАХОДИТЬСЯ МЕСТО РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ГЕРОЯ.

Слайд 8

НА ВСТРЕЧЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 2007ГОД

НА ВСТРЕЧЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 2007ГОД

Слайд 9

Герои
первой и второй частей:
Петруха — один из двух «подельников» Авдия, участвовавших в

Герои первой и второй частей: Петруха — один из двух «подельников» Авдия,
сборе наркотиков.
Ленька — второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
Гришан — главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
Обер-Кандалов —руководитель охоты на сайгаков,главарь людей, которые распнут Авдия.
Инга Фёдоровна — единственная любовь Авдия.
Третьей части:
Бостон Уркунчиев — передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак,считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным».
Кочкорбаев — парторг.

Слайд 10

Сюжет и структура романа
Роман разделён на три части, первые две

Сюжет и структура романа Роман разделён на три части, первые две из
из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом — дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.
Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .
После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

Слайд 11

«И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше

«И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался,
убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить — они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого.»

Слайд 12

Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой,

Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ
образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».
Последние часы Авдия мучительны — не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»

Слайд 14

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности
собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона — он случайно убивает собственного сына

Слайд 16

ВОЛКИ ДЛЯ ТЮРКОВ – ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. И САМИ ИМЕНА ИХ: АКБАРА –

ВОЛКИ ДЛЯ ТЮРКОВ – ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. И САМИ ИМЕНА ИХ: АКБАРА –
“ВЕЛИКАЯ”, ТАШЧАЙНАР – “ПЕРЕЛАМЫВАЮЩИЙ КАМНИ” – ОЗНАЧАЮТ СИЛУ, УНИЧТОЖАЮЩУЮ ВСЕ ПЕРЕД СОБОЙ.

Слайд 19

«ПРОБЛЕМА С НАРКОТИКАМИ В СТРАНЕ – ЭТО НАСТОЯЩАЯ КАТАСТРОФА»

«ПРОБЛЕМА С НАРКОТИКАМИ В СТРАНЕ – ЭТО НАСТОЯЩАЯ КАТАСТРОФА»

Слайд 21

Н. Н. ГЕ «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» ХРИСТОС И ПИЛАТ, 1890 ХОЛСТ, МАСЛО. 233×171 СМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Н. Н. ГЕ «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» ХРИСТОС И ПИЛАТ, 1890 ХОЛСТ, МАСЛО.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Слайд 22

КАРТИНА НАПИСАНА НА ИЗВЕСТНЫЙ ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ. ОНА ИЗОБРАЖАЕТ ЭПИЗОД СУДА ПРОКУРАТОРА ИУДЕИ

КАРТИНА НАПИСАНА НА ИЗВЕСТНЫЙ ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ. ОНА ИЗОБРАЖАЕТ ЭПИЗОД СУДА ПРОКУРАТОРА ИУДЕИ
ПОНТИЯ ПИЛАТА НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ, ОБВИНЯВШЕМСЯ В ПОКУШЕНИИ НА ЗАХВАТ ВЛАСТИ В ИУДЕЕ. НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ («ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?») ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИТАТУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА (ИН. 18:38).

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36—38

Слайд 23

ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И ЗЛА, СВОБОДЫ И НЕСВОБОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, А ТАКЖЕ

ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И ЗЛА, СВОБОДЫ И НЕСВОБОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, А ТАКЖЕ ОТНОШЕНИЕ
ОТНОШЕНИЕ ЕГО С ОБЩЕСТВОМ АКТУАЛЬНЫ ДЛЯ ЛЮБОЙ ЭПОХИ И ДАЖЕ СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ НЕРАЗРЫВНОЙ НИТЬЮ.

Слайд 24

Таким образом, Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества,

Таким образом, Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества,
его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь - человеческое бытие - свобода - революция - строительство социализма - мир - будущее человечества - вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «все вперед! и- выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он - человек дела и человек напряженной мысли - пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.