Я не ропщу на трудный путь земной… презентация к 200-летию со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета
- Главная
- Литература
- Я не ропщу на трудный путь земной… презентация к 200-летию со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета
Содержание
- 2. Русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ Лишь у тебя ,
- 3. Тайна рождения Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. в селе Новоселки Мценского
- 4. Это был жестокий и неожиданный удар: в немецкий пансион, находящийся в одном из городов Прибалтики, куда
- 5. Образование В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838
- 6. Тайна любви молодого поэта В 1845 году Афанасий Фет круто меняет свой жизненный путь, он покидает
- 7. На заре ты ее не буди… На заре ты ее не буди, На заре она сладко
- 8. Любовная лирика А.Фета Стихи Фета полны рыцарственно – нежным отношением к женщине. Основная настроенность поэзии Фета
- 9. «Сияла ночь…» Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без
- 10. Пейзажная лирика А.А.Фета Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких,
- 11. Шепот. Робкое дыханье... Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные
- 12. Тайны творческой личности А.Фета Фет при поступлении на службу в лейб – гвардию Уланский полк Трагедия
- 13. Назначение поэзии У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить
- 14. Фет - христианин Споры литературоведов и критиков о том, был ли Фет атеистом или нет, не
- 15. AVE MARIA Ave Maria — лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать,
- 16. Последние годы жизни. Тайна ухода А.Фета Подробности смерти А.Фета, ее обстановка и причины долгое время оставались
- 17. Поэт похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Мценского уезда. Надгробие Фета Церковь в селе
- 18. Замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта и до сих пор будоражат умы
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2Русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
Лишь
Русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
Лишь
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах…
А.Фет
1820 - 1892
Слайд 3Тайна рождения
Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г.
Тайна рождения
Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г.
Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. История его рождения необычна. А.Н.Шеншин принадлежал к старому дворянскому роду. Находясь на лечении в германии, он познакомился с Шарлоттой Фет и увез ее в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием. Мальчика записали Шеншиным – и до четырнадцати лет будущий поэт считал себя потомственным дворянином. Но в 1834 году эта тайна раскрылась: орловское губернское правление учинило следствие и лишило мальчика фамилии.
Памятник Афанасию Фету в Мценске
Слайд 4 Это был жестокий и неожиданный удар: в немецкий пансион, находящийся в
Это был жестокий и неожиданный удар: в немецкий пансион, находящийся в
Юный Фет воспринял это как мучительнейшей позор. Перемена статуса потрясла Афанасия Фета: им овладела всепоглощающая идея: вернуть утраченное дворянское достоинство, стать русским помещиком Шеншиным, и он потратил всю жизнь на то, чтобы получить права дворянина и имя своего отца. И только в 1873 году получил «по высочайшему повелению» право носить фамилию Шеншин. В литературе поэт сохранил имя Фет.
Герб Мценска
Мценск.
Здание XIX века, когда –то
принадлежавшее родственнику
А.А.Фета С.П.Шеншину
Слайд 5Образование
В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас
Образование
В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас
А.А.Фет и Я.П.Полонский в имении Фета.1890
А.А.Фет
Слайд 6Тайна любви молодого поэта
В 1845 году Афанасий Фет круто меняет свой
Тайна любви молодого поэта
В 1845 году Афанасий Фет круто меняет свой
В херсонской глуши Фет сошелся с богатым местным помещиком А.Ф.Бержским, человеком образованным, поклонником творчества Байрона и поэзии Фета. Через Бержских он познакомился с дочерью бедного помещика двадцатилетней девушкой Марией Козьминичной Лазич. В своих письмах и мемуарах Афанасий Фет именует ее вымышленным именем Елена Ларина, и это явно не случайно. Как и пушкинская Татьяна, Мария Лазич была исключением в той среде, к которой принадлежала, яркой , незаурядной натурой, талантливейшей музыкантшей, заслуживающей похвалу самого Листа, страстной и начитанной любительницей высокой , подлинной поэзии.
Женский портрет. Художник В.И.Гау.
1850 – е годы
Слайд 7На заре ты ее не буди…
На заре ты ее не буди,
На заре
На заре ты ее не буди…
На заре ты ее не буди,
На заре
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Молодые люди были счастливы, что повстречали друг друга. Фет откровенно признавался ей во всем, что мучило его и терзало. Но оба были бедны и не могли пожениться.
Тайна ранней гибели Марии Лазич так и не была раскрыта: «загорелось ее белое кисейное платье. Она выбежала на балкон, думая спастись», но свежий воздух только усилил пламя…
Образ любимой девушки, трагически погибшей, не оставлял Фета до конца его жизни. Многие стихи Фета посвящены Марии Лазич. Портрета Марии не сохранилось.
Слайд 8Любовная лирика А.Фета
Стихи Фета полны рыцарственно – нежным отношением к женщине. Основная
Любовная лирика А.Фета
Стихи Фета полны рыцарственно – нежным отношением к женщине. Основная
В сборниках А.Фета «Вечерние огни» есть целый цикл стихов, посвященных трагически погибшей возлюбленной юности Фета Марии Лазич. Эти стихотворения говорят о сохраненном в глубине души поэта чувстве любви, свидетельствуют о духовном преодолении времени и смерти, разделяющих любящих людей. Самые известные из этих произведений - «Ты отстрадала, я еще страдаю…», « Alter Ego», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», «Когда читала ты мучительные строки…».
Стихотворение «Сияла ночь…» было создано под впечатлением вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузьминской. Татьяна Андреевна глубоко растрогала Фета своим чудным пением.
Татьяна Берс (Кузьминская), 1867
Слайд 9«Сияла ночь…»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в
«Сияла ночь…»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в
Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слайд 10Пейзажная лирика А.А.Фета
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий
Пейзажная лирика А.А.Фета
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий
Известный критик и литератор А. Архангельский замечательно показал на примере хрестоматийного стихотворения о зиме значение оттенков цвета, света, звука для поэтики Фета: «…У Фета решающую роль играет не цвет, а оттенок. Так, в восьми строках его классической миниатюры «Чудная картина…» (1842) присутствует всего один цвет – белый:
Но зато здесь множество мерцаний, бликов и отблесков. Вот – ровный, холодный свет снежной равнины. Вот – таинственное и двоящееся излучение полной луны. Вот – сумеречный, бледный свет высокого зимнего неба. Вот – глубокая, рельефная глубина санного следа. Но этого мало…С помощью бесконечной игры оттенков белого цвета Фет на самом деле говорит о звуках… Так воплощается мечта Фета – «без слова казаться душой».
Слайд 11Шепот. Робкое дыханье...
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени
Шепот. Робкое дыханье...
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Я.П.Полонский. Рис. К стихотворению
А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Прелестное стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» знаменито тем, что здесь только назывные предложения. Особенность его и в «параллелизме» образов: поэт, чередуя, показывает то пейзажную картинку, то – эмоционально, тонко –встречу двух любящих людей.
Слайд 12Тайны творческой личности А.Фета
Фет при поступлении на
службу в лейб – гвардию
Тайны творческой личности А.Фета
Фет при поступлении на
службу в лейб – гвардию
Уланский полк
Трагедия незаконного рождения Фета явилась причиной «раздвоенности» его как человека, как личности. Многие годы он посвятил одной цели – вернуть себе фамилию Шеншин, дворянство, стать богатым помещиком. Военная служба, женитьба на Марии Петровне Боткиной., покупка деревень – все было посвящено этому. Т. А. Кузьминская замечает, что он как будто вмещал двух разнообразных людей: поэта и очень практичного человека. «…Он всю жизнь страдал, что он не Шеншин….Он не хотел понять, что имя Фет несравненно выше Шеншина, что он сам создал его…». Многие , знавшие Фета, полагали, что как поэт Фет значительно возвышался над Шеншиным – человеком. А.А. Фет – Шеншин осознавал в себе ту борьбу и единство противоположностей, которая и является «двигателем» жизни. «…С прекращением борьбы и окончательной победой одного из противоположных начал прекращается и сама жизнь как таковая». Но…«дух дышит, где хочет»… В этом поместном дворянине, жестком сельском хозяине до конца его жизни присутствовал дух истинного поэта, тончайшего лирика. И в этом главная тайна А.Фета.
Слайд 13Назначение поэзии
У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе,
Назначение поэзии
У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе,
Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных оливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец!
Слайд 14Фет - христианин
Споры литературоведов и критиков о том,
был ли Фет
Фет - христианин
Споры литературоведов и критиков о том,
был ли Фет
В своих статьях и очерках о деревенской жизни,
касаясь вопросов народного воспитания, А.Фет приходит к выводу, что христианство является «высшим выражением человеческой нравственности и основано на трех главных деятелях» вере, надежде, любви. Первыми двумя оно обладает наравне с прочими религиями….Зато любовь – исключительный дар христианства, и только ею галилеянин победил весь мир…»
Слайд 15AVE MARIA
Ave Maria — лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего
AVE MARIA
Ave Maria — лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего
Ave Maria — лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха.
1842
Эти четыре стиха (четверостишие) – молитва Богородице:
«Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила еси душ наших»
Иверская Икона Божьей Матери
Слайд 16Последние годы жизни. Тайна ухода А.Фета
Подробности смерти А.Фета, ее обстановка и
Последние годы жизни. Тайна ухода А.Фета
Подробности смерти А.Фета, ее обстановка и
глубокой тайной даже для многих его знакомых и почитателей, и уж тем более для широкой
публики. Еще в 1854 году А.А.Фет написал показавшиеся всем странным, но оказавшиеся
такими пророческими, строки:
<…> Cердце – Икар неразумный – из мрака, как бабочка к свету,
К мысли заветной стремится. Вот, вот опаленные крылья,
Круг описавши во мраке, несутся в неверном полете
Пытку свою обновлять добровольную. Я же не знаю,
Что добровольным зовется и что неизбежным на свете…
Осенью 1892 года Фет приехал из своего имения Воробьевка в
Москву. Вскоре он отправился в Хамовники с визитом к графине
С.А.Толстой, простудился и заболел бронхитом. Оставшись вдвоем
со своей секретаршей, он продиктовал ей записку совсем необычного
содержания: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных
страданий, добровольно иду к неизбежному». И подписал: 21 ноября Фет (Шеншин). Затем схватил стальной стилет для резания бумаги. Секретарша бросилась вырывать его. Тогда Фет побежал и вдруг, часто задышав, упал на стул. Это был конец. Из предсмертной записки его намерения покончить с собой ясны, но он не стал самоубийцей. В этом ему помешала сама смерть…Фет скончался от своей застарелой «грудной болезни», осложненной бронхитом, не дожив двух дней до 72 лет.
Слайд 17Поэт похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Мценского уезда.
Надгробие Фета
Церковь
Поэт похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Мценского уезда.
Надгробие Фета
Церковь
Склеп с могилами Фета и его супруги
Мари Петровны
Слайд 18Замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта и до
Замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта и до
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
Николай Некрасов
Уже после смерти писателя, в 1893 году, вышел последний том мемуаров «Ранние годы моей жизни». Также Фет не успел выпустить и том, завершающий цикл стихотворений «Вечерние огни». Произведения для этой поэтической книги вошли в двухтомник «Лирические стихотворения», который в 1894 году издали Николай Страхов и великий князь Константин Романов.