Содержание
- 2. ВВЕДЕНИЕ Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в
- 3. Философия медицины и ее историческое развитие Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры;
- 4. В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся
- 5. Также можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская
- 6. К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях
- 7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА Схоластика - (от греч. scholion – объяснение, толкование) – метод обучения, метод философского и
- 8. Средневековая схоластика была основана на трех положениях: 1) все знания содержатся в трудах авторитетных авторов, признанных
- 9. МЕДИЦИНСКАЯ СХОЛАСТИКА В области медицины главными авторитетами были античные и арабские авторы: Аристотель, Гиппократ, Гален, Диоскорид,
- 10. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ Медицина строится на определенных принципах и установках неразрывно связанных с философским понятийным
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная
ВВЕДЕНИЕ
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Цель данной работы – изучить сущность философии медицины и понятие антропоцентризма как мировоззренческого и методологического принципа медицины.
Связь философии и медицины
Основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, и в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.
Одной из сфер наиболее активного сотрудничества медицины и философии сегодня является биоэтика. В наши дни биоэтика интенсивно развивается как наука. Одним из свидетельств того, что проблемы биоэтики приобретают все большую значимость, становится введение ее в качестве самостоятельной учебной дисциплины в высшее медицинское образование. Здесь мы коснемся самых общих вопросов биоэтики, без чего картина взаимодействия философии и медицины осталась бы неполной. В то же время, развер нутое изложение этих вопросов, учитывая наличие особой дисциплины биоэтики, изучаемой на первом курсе медицинского факультета, представляется нецелесообразным.
Слайд 3Философия медицины и ее историческое развитие
Философия и медицина одинаково древние по своему
Философия медицины и ее историческое развитие
Философия и медицина одинаково древние по своему
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна). Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья. В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.)
Слайд 4В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается
В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается
Соотношение философии и медицины в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона). В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.
Философия медицины как особая отрасль научного знания особенно популярной становится в ХХ веке, когда появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины: разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (например, архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).
Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философа, врача по образованию К.Ясперса, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
Слайд 5Также можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека
Также можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека
Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.
В ХХ веке создается синергетика как комплексное междисциплинарное направление в науке и метод научной деятельности. Синергетика изучает открытые, нелинейные, устойчивые системы, характерным примером которых может служить человек. Соединение усилий синергетики и медицины – одна из важных задач современной философии медицины. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее. Особое место в философии медицины принадлежит разработке проблем социально-медицинского знания, на основе которого формируется современная социальная медицина. К кругу таких вопросов относятся, например, проблема взаимодействия культурно-исторических типов общества и типов здравоохранения в обществе (гражданская, социальная и социально-классовая концепции понимания общества и их влияние на решение проблем общественного здоровья, социальную профилактику и организацию здравоохранения, т.е. на социальную медицину). Наконец, влияние научной революции, техники и индустриализации, экономики и демографических процессов на развитие медицины и здравоохранения. «Болезни индустриализации», «болезни цивилизации», проблемы эволюции заболеваемости и болезней в обществе — все это проблемы философии медицины.
Слайд 6К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах
К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах
Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную биосоциальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.
Слайд 7СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА
Схоластика - (от греч. scholion – объяснение, толкование) – метод обучения,
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА
Схоластика - (от греч. scholion – объяснение, толкование) – метод обучения,
К XIII в. с ростом роли церкви философия (и вся наука) полностью подчинилась теологии. В результате произошло превращение схоластики как метода обучения в тип религиозной философии, характеризующийся полным подчинением мысли догматам веры.
Слайд 8Средневековая схоластика была основана на трех положениях: 1) все знания содержатся в
Средневековая схоластика была основана на трех положениях: 1) все знания содержатся в
Попытки пересмотреть освященные церковью догматы жестоко преследовались. (В XIII в.за обращение к опытному методу Р.Бэкон был осужден инквизицией и провел в тюрьме 24 года).
Слайд 9МЕДИЦИНСКАЯ СХОЛАСТИКА
В области медицины главными авторитетами были античные и арабские авторы: Аристотель,
МЕДИЦИНСКАЯ СХОЛАСТИКА
В области медицины главными авторитетами были античные и арабские авторы: Аристотель,
Средневековые схоласты с помощью комментариев «очистили» учение Галена от достижений в экспериментальной анатомии и физиологии, но сохранили гуморальную теорию, а представления о пульсе, движении крови, о пневме и сверхъестественных силах возвели в религиозную догму. Таким образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена, незыблемое до XVII в..
Слайд 10ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ
Медицина строится на определенных принципах и установках неразрывно связанных
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ
Медицина строится на определенных принципах и установках неразрывно связанных