Слайд 2Арабы сделали значительный вклад в развитие культуры и науки, в частности медицины.
Большие
успехи были достигнуты в области медицины. Медицина сосредоточивалась в частных больницах и медицинских школах при них. Аптека, как медицинское учреждение, берет свое начало в арабском халифате. К самым выдающимся представителям арабской медицины относятся: Ар-Рази (850-923) и Ибн-Сина (980-1037).
Слайд 3Ибн-Сина (980-1037).
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین
بن عبدالله بن سینا — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссейн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино — отсюда «Авиценна»; родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) — таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице́нна.
Слайд 5Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти
годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Слайд 6После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн
Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
Слайд 7После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на
четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Слайд 8Авиценна считал, что действие лекарства зависит от следующих факторов: ясного понимания, почему
именно эти лекарства назначаются, состояния больного, доброкачественности лекарств, правильной дозы и места введения лекарства.
Авиценна первым поставил диагноз сахарного диабета, заметив у больных повышенный аппетит, жажду, полиурия и сладкую мочу, которую пробовал на вкус. Применял уринотерапию. Описал клинику язвы желудка, сибирской язвы, разработал технику трахеотомии, литотомии, экстирпации опухолей, кровопусканий. Ввел в употребление красную ртуть и висмут, предложил катетер.
Слайд 9Труды по медицине
Основные медицинские произведения Ибн Сины:
Слайд 10«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором
предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
Слайд 13«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана.
В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
Слайд 15По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он
приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя
Слайд 16Ар-Рази
Мухаммад ибн Закария Рази (около 865, Рей — около 925, там же)
— персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Rhazes и Abubater.
Слайд 18Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ
Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X—XIII вв.
Слайд 19Аль Рази был основателем Багдадской больницы и медицинской школы. Для строительства больницы
Аль-Рази предлагал развешивать мясо в разных местах города и строить там, где оно дольше всего сохранится. Он рекомендовал проверять в больницах описания болезней, которые не всегда будут совпадать с описанным, призвал врачей открывать новые лечебные средства, неизвестные ранее.
Слайд 20Медицина
Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине»)
и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.