Слайд 2История психопатологии
Возможность свободного высказывания истинно научных материалистических взглядов появилась во времена Французской
буржуазной революции после краха старой идеологии. Это сказалось и на правовом положении больных в обществе и на отношении к ним социального окружения. Появилась возможность законодательного преобразования положения психически больных.
Большая заслуга в решении этого вопроса принадлежит выдающемуся французскому психиатру Ф. Пинелю (1745 – 1826), главному врачу крупной психиатрической больницы. Он снял с душевнобольных сковывающие железные цепи, что способствовало их успокоению и улучшению общего состояния. Имя Пинеля вошло в историю мировой психиатрии, но реформа его не была при нем завершена. По-прежнему применялись смирительные рубашки, ремни другие средства насильственного удерживания больных.
Слайд 3Ученик и последователь Пинеля Ж. Эскироль (1772 – 1840) продолжил дело своего
учителя. Он потребовал вместо изоляции больных в тюрьмах помещать их в лечебные учреждения и обязательно проводить медицинские осмотр. Эскироль в труде «О душевных болезнях» описал отдельные симптомы психических заболеваний и подверг их определенной классификации.
Слайд 4Последователем Пинеля явился ирландский врач Д. Конолли (1794 – 1866). Он разработал
мероприятия по организации психиатрических лечебниц, вошедшие в историю под названием «системы нестеснения» (no restraint), выступил против насильственных мер по отношению к психическим больным, в частности против связывания их, за освобождение от смирительных рубашек.
Слайд 5Большую роль в организации помощи психически больным в США сыграл Б. Раш
(1745 – 1813). Он также стоял за гуманное отношение к психическим больным. Развитие психиатрии в Германии было связано с господствованием здесь в первой половине XIX века идеалистических взглядов на сущность психических процессов. Философы-идеалисты того времени (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг), признавая первичность духа, способствовали тем самым становлению дуализма в психиатрии, что привело к образованию двух идеологических школ: «психиков» и «соматиков».
Слайд 6Сторонники первой школы, в частности Гейнрот (1773 – 1843), считали, что источником
психических заболеваний является патология «духа», «порочность души», безнравственность человека. Подобная точка зрения на природу психической деятельности не только требовала от больного признания в совершении им якобы грехов, но и способствовала применению особых «психотерапевтических» методов лечения, во время которых больные подвергались настоящим пыткам. Их неожиданно обливали холодной водой, помещали во вращающееся колесо, сбрасывали в воду и т. д.
Слайд 7Французский психиатр Б. Морель (1809 – 1872) полагал, что основной причиной психических
расстройств является наследственная отягощенность, что патологические признаки болезней накапливаются из поколения в поколение, а такие болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, служат провоцирующими факторами и способствуют утяжелению психического заболевания.
Слайд 8Идеи Мореля были развиты во Франции Маньяном (1835 – 1916), в Германии
Р. Крафт-Эбингом (1840 – 1902), в Италии И. Ломброзо (1836 – 1909), в России В. Ф. Чижом (1855 – 1922). Эти ученые, недооценивая социальные причины общей и психической заболеваемости, создали теорию вырождения, дегенерации, психически неполноценность людей. Согласно данной теории, все психические расстройства носят наследственный характер и обусловливают неспособность психически больных индивидуумов к выживанию.
Слайд 9Широкое распространение на Западе, в США получила концепция психоанализа З. Фрейда, так
называемый фрейдизм. Австрийский психоневролог З. Фрейд в конце прошлого столетия выдвинул теорию, согласно которой подсознательная деятельность человека является основой его психической деятельности. По Фрейду, в подсознательную сферу вытесняются неизжитые «комплексы» человека, его неудовлетворенные влечения. Фрейд утверждал, что истинная сущность человека заключается в подсознательной сфере, что она неизвестна, таинственна, так как находится под постоянным влиянием «цензуры» - сознания, «сверх-Я».