Методы освоения вертикального контекста при использовании современных мультимедийных материалов на уроках РКИ

Содержание

Слайд 2

Содержание

Смена парадигм в использовании литературы в РКИ
Модель преподавания в аспекте

Содержание Смена парадигм в использовании литературы в РКИ Модель преподавания в аспекте
транскультурной коммуникации
Пример работы с мультимедийными материалами (рэп-тексты Oxxxymiron`a)

Слайд 3

Смена парадигм в использовании литературы в РКИ:

Стандартизация обучения (уменьшение количества часов

Смена парадигм в использовании литературы в РКИ: Стандартизация обучения (уменьшение количества часов
преподавания vs автономное образование)
Ориентация на обучаемого; фокус на приобретение определенных навыков и компетенций
Перенесение акцента из сферы «высокой культуры» и канонических произведений в повседневную культуру
Работа с малыми литературными жанрами (предпочтительно гипертексты)
Акцент на восприятие текста, а не сам текст; креативная работа с произведением, а не его анализ: переход от пассивной работы с текстом к активной – самостоятельному созданию текстов
Понятие транскультурности как основной парадигмы дидактики: фокус на творчество авторов, обладающих тк опытом

Слайд 4

Вольфганг Вельш «Транскультурность»

Размытость границ национальной культуры: миграция, глобализация, дигитализация
Понятие национальной (моно-культуры)

Вольфганг Вельш «Транскультурность» Размытость границ национальной культуры: миграция, глобализация, дигитализация Понятие национальной
устарело; гибридные культуры (многоголосие, полифония) – реальность
Вместо бинарных оппозиций (своё – чужое, индивидуализм – коллективизм) – размытые понятия: смешивание и сплетение культур – метафора современной культуры - сеть
Возможность конструирования культурной идентичности из множества составляющих разных культур
Макро- и микроуровень культуры: общество и индивид – различия между индивидом или их группами с обществом
Акцент не на различие культур, а на их сходства и переплетение

Слайд 5

Анализ мультимедийных материалов в аспекте меж- / транскультурной коммуникации

Артефакты: высокая и повседневная культура

Анализ мультимедийных материалов в аспекте меж- / транскультурной коммуникации Артефакты: высокая и

Национальные особенности культуры: поведенческие стандарты
Язык и культура
Cистема ценностей, параметры сравнения культур
Стереотипы (имагология, стереотипизация)
Культурный трансфер / гибридизация культур

Слайд 6

Этапы работы:

Задания, направленные на обучение восприятию др. культуры: анализ артефактов и поведенческих

Этапы работы: Задания, направленные на обучение восприятию др. культуры: анализ артефактов и
стандартов, выстраивание гипотез, задействование личного опыта
Обсуждение МуМеМа – работа с лексикой; пересказ
Обсуждение концептов, параметров, стереотипов, сходств и различий культур – работа в группах
Общее обсуждение
Креативное создание текстов с учетом МиТКК

Слайд 8

Почему Oxxxymiron?

Современный автор популярных текстов
Резонансность (10 млн. просмотров за 1 день)
Мультимедийность

Почему Oxxxymiron? Современный автор популярных текстов Резонансность (10 млн. просмотров за 1
(тексты, видео, сериал, социальные сети)
Интертекстуальность (многочисл. отсылки к др. текстам)
Транскультурный опыт (родился в России, жил в Германии, обучение в Англии)
Транскультурная тематика (пересечение границ, восприятие других культур)
Пример гибридных текстов (рэп – жанр, соединяющий индивидуальное, национальное и универсальное)
Повседневная культура: бытовые проблемы
Актуальность для студенческой аудитории (поиск себя выпускником Оксфорда)

Слайд 9

В пользу выбора рэп-трека (ритмичного стихотворного текста, читаемого под бит)

Особенности восприятия миллениалов

нелинейное

В пользу выбора рэп-трека (ритмичного стихотворного текста, читаемого под бит) Особенности восприятия
(дискретное) восприятие мира («клиповое» мышление)
трудности с усваиванием относительно больших объемов информации.

Жанровые особенности
рэп-текстов

Сравнительно короткие тексты
Назывные предложения (отсылки)
Ритмичность , повторяемость

Слайд 10

В пользу выбора рэп-трека (ритмичного стихотворного текста, читаемого под бит)

Особенности восприятия миллениалов

ориентация

В пользу выбора рэп-трека (ритмичного стихотворного текста, читаемого под бит) Особенности восприятия
на визуальность
способность к одновременному использованию нескольких каналов коммуникации, вовлеченность в цифровые технологии
преобладание критического мышления над понятийным

Жанровые особенности
рэп-текстов

Мультимедийный жанр (Рэп слушают и смотрят)
Возможности обсуждения и комментирования в соцсетях Youtube, rap.ru

Слайд 11

Альбом «Долгий путь домой»

Оранжевый – мировая литература
Розовый – современная культура и политика
Серый

Альбом «Долгий путь домой» Оранжевый – мировая литература Розовый – современная культура
– античность
Ярко-голубой – топонимы
Светло-зеленый – субкультура рэпперов
Зеленый болотный – библия
Малиновый – европейская культура
Бледно-розовый – мировые религии
Бирюзовый – мифология
Сине-зеленый – кинематограф
Желтый – советская культура
Лиловый – Европейская история
Темно-зеленый – музыка
Персиковый – философия
Фольклор, оружие, спорт, мультипликация, семитская культура, психиатрия, история Ближнего Востока  

Gephi 0.9.2

Альбом «Долгая дорога домой»
Оранжевый – мировая литература
Розовый – современная культура и политика
Серый – античность
Ярко-голубой – топонимы
Светло-зеленый – субкультура рэперов
Зеленый болотный – библия
Малиновый – европейская культура
Бледно-розовый – мировые религии
Бирюзовый – мифология
Сине-зеленый – кинематограф
Желтый – советская культура
Лиловый – Европейская история
Темно-зеленый – музыка
Персиковый – философия
+ фольклор, оружие, спорт, мультипликация, семитская культура, психиатрия, история Ближнего Востока

Слайд 12

Задания по исследованию ВК

Сравнить вертикальный контекст творчества рэпера Оксимирона и американского рэпера

Задания по исследованию ВК Сравнить вертикальный контекст творчества рэпера Оксимирона и американского
Eminem, Lil Peep (текущий проект на ФИЯР МГУ) или другого рэпера на ваш выбор
Сравнить вертикальный контекст (использование источников аллюзивных фигур) рэп-треков Мирона Федорова (Oxxximiron) и поэта Серебряного века

Слайд 13

РЭП-ТРЕК «ПЕРЕПЛЕТЕНО» МЕТАФОРА ТРАНСКУЛЬТРНОСТИ

РЭП-ТРЕК «ПЕРЕПЛЕТЕНО» МЕТАФОРА ТРАНСКУЛЬТРНОСТИ

Слайд 15

1 Этап. Предтекстовые задания (видеообразы)

Посмотрите видеоклип рэп-трека «Переплетено» 2016 HD, отключив

1 Этап. Предтекстовые задания (видеообразы) Посмотрите видеоклип рэп-трека «Переплетено» 2016 HD, отключив
звук (только видеоряд).
Запишите запомнившиеся видеообразы (вербализация видеоряда).

Слайд 16

1 Этап. Предтекстовые задания лексика [работа в группе]

Что можно плести ? (Обратитесь

1 Этап. Предтекстовые задания лексика [работа в группе] Что можно плести ?
к словарям за дополнительной информацией). Какие инструменты используют для плетения?
Продолжите ряд: Плести, переплетать, связывать, ткать…
Разделите слова на 2 группы: клубок, ткань, текстиль, сетка, моток, салфетка, комок нитей, сеть. Объясните принцип своего разделения.

Нить, сеть, ткань, узор, корзину, кружева, ерунду, чушь, клубок судьбы, интриги, заговор…. Для плетения используют веретено, станок, спицы…
…шить, вязать, штопать, соединять, …
Беспорядочная связь: клубок, моток, комок. Упорядоченная связь: текстиль, сеть, сетка, салфетка

Слайд 17

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура

Слайд 18

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура

Слайд 19

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура: РАБОТА С ВК

Выпишите из

2 Этап. Притекстовые задания язык и культура: РАБОТА С ВК Выпишите из
текста все интертекстуальные отсылки. Используя справочно-информационные источники определите их значение, источник, ассоциативный ряд и смысл использования в тексте рэп-трека

Сатирикон - античный роман Петрониуса о нравах низов общества
зелоты – оппозиционная партия бедноты в Иудее (1 век н.э.)
Астарот – один из могущественных демонов (согласно каббале)
Левиафан и Бегемот – ветхозаветные чудовища
Фавелы – городские трущобы в Бразилии на склонах гор
Концерн – финансово-промышленная группа
Картель – монополистическое объединение
Коп (Cop) – популярное в США прозвище полицейского
пит-стоп (pit stop) – остановка машины для ремонта и дозаправки
стрелец, водолей, дева… – знаки зодиака

Слайд 20

Завершающий этап: культурный̆ трансфер и транскультурные явления

Снова посмотрите и прослушайте видеоклип рэп-трека

Завершающий этап: культурный̆ трансфер и транскультурные явления Снова посмотрите и прослушайте видеоклип
«Переплетено» 2016 HD:
Переплетение каких культур представлено в этом клипе (мультимедийном тексте)?
Как соотносится видеоряд и текст рэп-трека?
Используйте прецедентные имена из списка интертекстуальных отсылок рэп-трека «Переплетено» для написания собственного текста (стихотворного, рэп-речитативного, короткого прозаического). Какой видеоряд вы бы использовали для своего клипа?

Слайд 21

Метод работы с МуМеМа

соответствует стандартам европейского образования в области преподавания иностранной литературы;

Метод работы с МуМеМа соответствует стандартам европейского образования в области преподавания иностранной

соответствует запросам студентов-миллениалов
является системным подходом в обучении РКИ и задействует все компоненты меж- и транскультурной компетенции
помогает сформировать и развить у студентов навык ТКК, включающей в себя умение анализировать культурные явления в аспекте транскультурности
является альтернативным методом обучения русскому языку за пределами России как lingua franca (территория постсоветского пространства), в т.ч. и студентов-билингвов / херитажников
мотивирует студентов к самостоятельному созданию текстов в формате социальных сетей (фб, вк), что соответствует реальным условиям их общения, и, стимулируя их творческий потенциал, дает возможность интерактивного общения на практике;
Имя файла: Методы-освоения-вертикального-контекста-при-использовании-современных-мультимедийных-материалов-на-уроках-РКИ.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0