Презентация "О некоторых особенностях анализа художественного текста" - скачать презентации по Русскому языку

Содержание

Слайд 2

Об изменении содержательного компонента элемента С в 2013 года

Часть С состоит из

Об изменении содержательного компонента элемента С в 2013 года Часть С состоит
одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. В предыдущие годы для анализа предлагался текст публицистического характера. С 2012 года в качестве экзаменационного материала в КИМы вводятся тексты художественного стиля.
Работа с текстами такого формата у выпускников вызвала затруднения. (По материалам выступления председателя комиссии по подготовке КИМов И.П.Цыбулько)

Слайд 3

Если рассматривать художественный текст как материал для элемента С, то в таком

Если рассматривать художественный текст как материал для элемента С, то в таком
тексте обнаруживаются такие особенности:
емкость и многоаспектность проблематики
сложность выявления авторской позиции
богатство материала для комментария

Текст художественного стиля отличает его цель -
воздействие через художественный образ

“Каждое художественное слово … вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…”Л.Н.Толстой

Слайд 4

Этапы работы с текстом художественного стиля

Внимательное прочтение текста
Выделение слов и словосочетаний, помогающих

Этапы работы с текстом художественного стиля Внимательное прочтение текста Выделение слов и
автору нарисовать картину.
Маркирование слов, создающих образ
Поиск эмоционально-оценочных слов, раскрывающих позицию автора
Анализ отобранного материала и размышление над проблемой
Повторное чтение и одновременное заполнение таблицы

Каждый художественный текст, каждое художественное Слово – это сочетания тайного и явного. Явное всегда лежит на поверхности. Но гораздо интереснее познавать тайное в явном. Это большая работа, трудная задача – но разрешимая.

Слайд 5

Вступление. Анализ ключевого слова
Формулировка проблемы
Комментарий по тексту к сформулированной проблеме
Формулировка позиции автора
Формулировка

Вступление. Анализ ключевого слова Формулировка проблемы Комментарий по тексту к сформулированной проблеме
собственного мнения
Аргументация
Заключение

Стандартный план сочинения

Слайд 6

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского
начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Слайд 7

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского
начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Слайд 9

Частотные слова в рассказе
красавица – 4 раза
чиновник-отец – 4 раза
мальчик-сын

Частотные слова в рассказе красавица – 4 раза чиновник-отец – 4 раза
– 4 раза
дом – 3 раза.
Смысловые цепочки
Отец – красавица – сын - дом
Чиновник – красавица – мальчик - одиночество

Слайд 10

Определяем тематику текста
Человек и его дом( семья)
Внутренняя и внешняя красота
Проблема красоты. Какая

Определяем тематику текста Человек и его дом( семья) Внутренняя и внешняя красота
красота является истинной ?
2. Проблема отношений в семье. Что является
основой семьи?

Формулируем проблемы

Слайд 12


Комментируем одну из проблем
Для текста художественного стиля - комментарий текстуальный
Глаголы-комментаторы

Комментируем одну из проблем Для текста художественного стиля - комментарий текстуальный Глаголы-комментаторы
и конструкции
Раскрывая проблему, автор (рассказчик) в художественном тексте
создает образ …….., изображает …… показывает героя ……,
с симпатией (антипатией) раскрывает ……
поступок героя свидетельствует о том, что ……..;
слова (мысли) героя показывают, что…
.

Слайд 13

Позицию автора можно ввести такими сочетаниями…
Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли,

Позицию автора можно ввести такими сочетаниями… Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения,
убеждения,
стремления) героя,- сочувствует …
Симпатии автора на стороне …
Автор приходит к выводу (приводит нас к выводу) о том, что…
Свою позицию ученик может заявить, начиная со слов
Рассказ произвел впечатление, осталось чувство...
Интересно обращение автора к этой проблеме
Аргументы учащийся подбирает, как и при работе с публицистическим текстом.

Слайд 14

I. Логические (рациональные) аргументы.
Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
Выводы науки (теории,

I. Логические (рациональные) аргументы. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). Выводы
гипотезы, аксиомы и т.д.).
Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
Законы природы.
II. Иллюстративные аргументы - примеры.
Их задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
- пример-сообщение
- литературный пример
- предположительный пример
III. Ссылки на авторитет:
мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
цитата из авторитетного источника;