Элементы анализа текста Или как нам понять то , что прочитали …..

Содержание

Слайд 2

Автор в художественном произведении

Автор выступает в 2 значениях:
писатель, реальный человек, обладающий биографией;
образ

Автор в художественном произведении Автор выступает в 2 значениях: писатель, реальный человек,
автора, авторская позиция.
М.Цветаева:
« Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…»

Prezentacii.com

Слайд 3

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя
Описание облика и жилища
Внимание к

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя Описание облика и
вещам , фактам
Пейзажная зарисовка
Заголовок
Действующие лица
Ремарки или лирические отступления
Герои-резонеры
«Говорящие» детали
Введение рассказчика
Образ повествователя от третьего лица…

Слайд 4

Сюжет художественного произведения

Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором
Сюжет- важнейшее средство

Сюжет художественного произведения Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее
воплощения содержания.
Задачи:
Выявление характера героя;
Скрепление изображенных событий;
Удержание внимания читателя…
Сюжеты складываются из действий:
проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах.
2 типа действия:
внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами),
внутреннее ( динамика жизни души).

Слайд 5

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно сравнивать сюжет

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно сравнивать
и фабулу, чтобы понять замысел автора.

События сюжета проходят основные стадии действия:
пролог
предыстория
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
лирические отступления
эпилог
послесловие

Слайд 6

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий.
По

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий.
размеру невелика, но может занимать и значительную часть.
Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение.
Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте .
Кульминация:
Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке.
Кульминаций может быть несколько.
Кульминацию не следует путать с перипетиями
( ( внезапными поворотами событий).

Слайд 7

Композиция художественного произведения

Литература выделяет три уровня художественной формы:
Речевой строй произведения (ритм, темп,

Композиция художественного произведения Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения
особенности синтаксиса, средства выразительности);
Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер);
Композиция.
При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия, - соотнесенность частей и глав, - взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…), - систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…), - пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…

Слайд 8

Композиционные приемы:
обрамление повествования,
нарушение хронологии,
умолчание,
повторы,
лейтмотивы,
сопоставление и противопоставление,
смена точек зрения на повествование…

Композиционные приемы: обрамление повествования, нарушение хронологии, умолчание, повторы, лейтмотивы, сопоставление и противопоставление,

Слайд 9

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия)

Сюжетообразующий
Внесюжетный («Три смерти»)
Замкнутый («Бедная Лиза»)
Неразрешимый («Горе от ума»)
Внутренний («Евгений

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия) Сюжетообразующий Внесюжетный («Три смерти») Замкнутый («Бедная Лиза») Неразрешимый
Онегин»)
Социальный («Отцы и дети»)
Нравственный («Преступление и наказание»)
Семейно-бытовой («Ревизор»)
Нравственно-психологический («Гроза»)
Философский («Герой нашего времени»)

Слайд 10

Характер героя

О характере уместно говорить, если образ человека очерчен
полно и индивидуально

Характер героя О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и
через портрет, поступки, мысли, речь,
т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером.
Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа.
Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая
Концепция человеческого существования.
Типы характеров:
одноплановые
многоплановые
цельные
противоречивые
устойчивые
динамичные
обратная динамика

Слайд 11

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя
в контексте разных проблем

В чем логика выбора имени героя?
Как вводится герой в текст?
Каково его место в системе персонажей?
О чем говорит портрет и речевая характеристика?
Что можно понять их описания интерьера, вещи героя?
Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении?
Какова оценка героя другими персонажами?
Каково авторское отношение к герою?
Какова самооценка героя?
Каковы поступки героя и их мотивы?
Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?

Слайд 12

План анализа образа человека в произведении:

Место героя в системе персонажей
Способ введения в

План анализа образа человека в произведении: Место героя в системе персонажей Способ
произведение
Принадлежность к социальной группе, воспитание
Имя, портрет, речь, интерьер, пейзаж
Предыстория, герой за рамками произведения
Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы
Самооценка героя и ее динамика
Описание впечатлений от окружающего мира
Психологизм образа. Сны, видения героя
Оценка героя другими персонажами
Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества
Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.

Слайд 13

Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

Деталь – самая малая единица предметного мира произведения

Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Деталь – самая малая единица предметного мира
( к ней не относятся стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения.
Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность.
Типы деталей:
быта, интерьера
пейзажные
портретные
психологические
повторяющиеся и единичные
динамические и статические
сюжетные
описательные

Слайд 14

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает
ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный смысл.

Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки.
Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации.
Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.

Слайд 15

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:

Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления: Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение
«трех единств» и т.д.
Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста
Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю

Слайд 16

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Стилистические тропы:
Сравнение - «Лес точно

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы Стилистические тропы: Сравнение -
терем расписной…»
Метафора (скрытое сравнение) – «Ель рукавом мне тропинку завесила..»
Олицетворение – «золотые лица купальниц…»
Эпитет – «дорога дальняя»,
« желтеющая нива», «мирный край»
Ирония (насмешка)
Метонимия (переименование)
Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом)
Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…

Слайд 17

Стилистические фигуры

Параллелизм
Антитеза (резкое противопоставление)
Контраст ( скрытое противопоставление)
Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) –

Стилистические фигуры Параллелизм Антитеза (резкое противопоставление) Контраст ( скрытое противопоставление) Оксюморон (
«грешная молитва»
Инверсия (перестановка)
Бессоюзие
Многосоюзие
Повтор
Анафора
Эпифора
Рефрен
Обращения, восклицания, риторические вопросы
Эллипсис (пропуск слова)
Гипербола (преувеличение)
Гротеск (причудливость)
Литота (преуменьшение)…
Имя файла: Элементы-анализа-текста-Или-как-нам-понять-то-,-что-прочитали-…...pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 0