Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова

Содержание

Слайд 2

Цель урока :

1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в

Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании
художественных текстах /синтаксические фигуры языка/.
2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/.

Слайд 3

Орфографическая разминка

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же

Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
буква?
1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться

Слайд 4

Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств

Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
языка / тропов/

Слайд 6

Синтаксические фигуры

Повтор – основная разновидность фигур прибавления.
Лексический повтор -повторение одного и

Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного
того же слова:
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

Слайд 7

Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней.

А как же Пушкин ? Какая

Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней. А как же Пушкин ?
непоправимая и бессмысленная гибель!..
Да, непоправимая ,но не бессмысленная. Да , «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно ,все остальное не важно.

Слайд 8

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в
рядом стоящих прозаических фразах:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины…
Ф.И.Тютчев

Слайд 9

Эпифора- повторение слов или словосочетаний в конце строки
Степям и дорогам
Не кончен

Эпифора- повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не
счет;
Камням и порогам
Не найден счет…
Э.Багрицкий

Слайд 10

Тренинг

Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте.
В лучах утреннего солнца

Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах
загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….

Слайд 11

Параллелизм- развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День –как трава

Параллелизм- развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: День –как
расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся.
Н.А.Некрасов

Слайд 12

Инверсия –необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Не глядя

Инверсия –необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не
на него ,суровая, ничего не прощающая, подавала она ему воду молча.
Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.

Слайд 13

Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости
Все грани чувств

Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани
,все грани правды
Стерты в мирах, в годах , в часах…
А.Белый
Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашего государства; это вопрос национальной безопасности.
В.Непомнящий

Слайд 14

Период -это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и

Период -это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и
синтаксический параллелизм.

Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.

Слайд 15

Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем.

О времена !

Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем. О времена
О нравы!
Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?

Слайд 16

Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части,

Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части,
чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята /
Этим летом я увидел море. Впервые в жизни.
/Этим летом я впервые в жизни увидел море /.

Слайд 17

Тренинг

Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте.
Выросла рябинка при дороге. Она

Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте. Выросла рябинка при
выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
Имя файла: Основные-виды-тропов,-их-использование-мастерами-художественного-слова.pptx
Количество просмотров: 1078
Количество скачиваний: 9