Слайд 2Ритм речи и фоностилистика
Поскольку ритм речи – одна из фонетических категорий, он
может рассматриваться в рамках фоностилистики как источник различных вариантов произнесения речевых единиц в тех или иных сферах общения.
Слайд 3Актуальность и новизна
Ритм прозы, в отличие от ритма стиха, изучен недостаточно. Остаётся
дискуссионным вопрос о том, что собой представляет и как функционирует ритм.
Нехудожественная проза редко является предметом специального изучения в рамках исследования ритма прозы. Это обстоятельство обусловило выбор научно-популярного текста как материала для исследования.
Слайд 4Цели и задачи
Цели:
изучить ритм прозы в связи со стилистическими характеристиками (функционально-стилевой
отнесённостью) текста;
выявить особенности ритмики выбранного для анализа произведения.
Задачи:
отбор текста для анализа;
проведение эксперимента;
интерпретация результатов эксперимента.
Слайд 5Материал эксперимента
Материалом для анализа послужил текст, размещенный 13.04.2020 на сайте научно-популярного журнала
«Наука и жизнь» «Выживает умнейший», автором которого является Кирилл Стасевич.
Слайд 6Методика эксперимента
Для проведения эксперимента были приглашены респонденты, которые читали выбранный для анализа
текст вслух и записывали свой голос на аудионоситель.
Методика проведения эксперимента была позаимствована у лингвиста Г. Н. Ивановой-Лукьяновой.
Она состоит в изучении ритма прозаического текста с точки зрения трёх его ритмических характеристик: слоговой, синтагматической и интонационной, выражающихся в индексах в виде десятичных дробей (чем больше индекс, тем ниже ритмичность).
Слайд 7Слоговая характеристика текста
Состоит в соотношении так называемых нарушений в слоговом составе межударных
интервалов ко всем интервалам в тексте.
Нарушением считается межударный интервал, отклоняющийся от среднего (равного 2-2,5 слогам) в 2 или более раз в сторону увеличения или уменьшения.
«Чем меньше величина отклонения количества слогов от среднего межударного интервала, тем выше ритмическая стройность текста» (Г. Н. Иванова-Лукьянова, 2017).
Формула: кол-во нарушений разделить на кол-во всех межударных интервалов.
Слайд 8Синтагматическая характеристика текста
Состоит в соотношении количества сочетаний контрастных по величине синтагм и
всех сочетаний синтагм в тексте.
Контрастными считаются синтагмы, различающиеся на более чем два такта по длине.
Чем больше процент контрастных сочетаний в тексте, тем ниже показатели ритмичности.
Формула: количество контрастных сочетаний синтагм разделить на количество всех сочетаний синтагм.
Слайд 9Интонационная характеристика текста
Состоит в соотношении случаев отклонения от абсолютной ритмичности и всех
сочетаний интонем (синтагм).
Отклонением от абсолютной ритмичности признаются следующие подряд интонемы одинакового типа (восходящие или нисходящие), а абсолютной ритмичностью – чередование разных по типу интонем.
Чем больше процент отклонений, тем ниже уровень ритмичности.
Формула: количество отклонений разделить на количество всех сочетаний интонем (синтагм).
Слайд 10Определение ритма
В основу работы положено определение, которое было сформулировано нами при изучении
и анализе работ О. С. Ахмановой, Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой, Т. В. Матвеевой, В. М. Ярцевой, Б. В. Томашевского, Н. В. Черемисиной, А. М. Пешковского.
Ритм речи – это регулярное чередование ударных и безударных (долгих и кратких) слогов, поддерживаемое звуковыми, интонационными, синтаксическими, лексико-семантическими средствами, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.
Слайд 11Определение ритма
Приведённое определение обусловило выбор методики для работы над текстом. Методика Г. Н. Ивановой-Лукьяновой
учитывает, что:
слог – это минимальная единица повторности, создающей ритм;
синтагма – единица, которая реализует ритм, являясь как бы платформой для его функционирования;
интонация тесно связана с ритмом и не может быть отделена от него.
Слайд 12Стилистические особенности текста
Выбранный для анализа текст – научно-популярного стиля.
Однако следует учитывать,
что научно-популярный функциональный стиль в силу своей пограничной природы заимствует черты у других стилей и может, таким образом, приближаться к научному, публицистическому, разговорному или художественному стилю.
Лингвистические особенности, общие для научно-популярного стиля речи и других стилей представлены в следующей таблице:
Слайд 14Стилистические особенности текста
Текст, выбранный для анализа, был, в соответствии со своими чертами,
научно-популярным по стилю. При этом его стиль сближался с художественным по некоторым характерным особенностям.
Результаты эксперимента показали, что это обстоятельство прямо отразилось на ритмической организации текста.
Слайд 15Стилистические особенности текста
Например, в тексте были активны глаголы (в случаях, где могли
бы быть использованы именные конструкции), причём глаголы в действительном залоге. Это характерно для художественного, разговорного и публицистического стилей в противопоставление научному: Человек меняет окружающую среду, и животным приходится как-то в этой изменённой среде выживать; ...в итоге получилось более 3800 примеров того, как птицы разных видов демонстрируют пластичность поведения.
Слайд 16Стилистические особенности текста
Кроме того, в тексте встречается вопрос: Но действительно ли выживают?
Далее,
в нём активны эллиптические конструкции: ...нужно сопоставить поведение особей того или иного вида с экологическим статусом вида: падает ли его численность или растёт.
Текст включает экспрессивные языковые средства: ...которым просто биология не позволяет расширить рацион; ... умение хорошо соображать.
Слайд 17Результаты эксперимента
Все показатели ритмичности в нашем эксперименте были высокими и соответствовали характерным
для художественных текстов по Г. Н. Ивановой-Лукьяновой.
Так, индекс слоговой характеристики текста составил 0,14-0,15 при показателе самой высокой ритмичности, равном 0,1.
Результаты исследования по синтагматической характеристике варьировались от респондента к респонденту. Например, количество контрастных сочетаний синтагм в прочтении Респондента №1 оказалось значительно выше, чем в других прочтениях: индекс 0,35 против 0,23 и 0, 27. Характерный для художественной прозы показатель – 0,02-0,26.
Слайд 18Результаты эксперимента
Интонационная характеристика показала примерно одинаковые результаты, несмотря на разные ситуации у
разных респондентов. Так, хотя в прочтении Респондента №2 было значительно больше (62 против 37-38) нарушений абсолютной ритмичности, большое количество синтагм уравновесило это множество. Показатели составили 0,4-0,5 при характерных индексах для художественных текстов 0,4-0,8 и для нехудожественных – 0,6-1.