Слайд 2Цепь звучаний
Фонетически речь представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь
распадается на звенья, являющиеся особыми чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Такими единицами являются фраза, речевой такт (фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук.Таким образом, звуки речи употребляются не изолировано, а в условиях слогов, фонетических слов, фонетических синтагм и фраз.
Слайд 3Суперсегментные фонетические единицы
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
Сегментные единицы
линейны, это разные отрезки речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза. Звук – наименьшая, кратчайшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, фонетическая синтагма из фонетических слов, фраза из фонетических синтагм.
Слайд 4Объединение этих единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или
просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.
Слайд 6Слог
Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою
речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.
Слайд 7Слог. Теории слога
То, что слог существует признается всеми, но при определении слога
и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия.
Можно говорить о нескольких теориях слога.
Слайд 8Теории слога
Наибольшее распространение имеют 2 подхода к пониманию слога: одни исследователи исходят
из акустической природы слога, другие - из особенностей .артикуляции. Первая точка зрения нашла отражение в сонорной теории слога (датский ученый Отто Есперсен).
Слайд 9Согласно этой теории, слог - это сочетание более звучного элемента с менее
звучным. Более звучный становится слогообразующим, менее звучный является неслоговым и примыкает к более звучному. Наиболее звучными являются гласные звуки. Именно они и становятся слогообразующими. Акустический подход применительно к русскому языку был развит в работах Р.И. Аванесова. Типичным для русского слога является наличие в нем гласного, именно он выступает в роли слогообразующего.
Слайд 10Экспираторная теория трактует слог как звукосочетание, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое
определение слога наиболее наглядно, можно пронаблюдать за пламенем свечи, однако теория не объясняет всех случаев, например, произнесем АУ, свеча колыхнется два раза.
Слайд 11Может ли согласный быть слогообразующим?
Слоговые согласные нетипичны для русского языка, хотя русский
может позвать кошку...
В этом междометии три слога, хотя здесь все звуки глухие, слоговым является [с]. В некоторых языках слоговые согласные вполне обычны: крв - кровь; врба - верба (серб.хорв.)
Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг), vlk «волк», srdce.
Слайд 12Типы слогов по структуре
Слоги могут иметь разную структуру:
а - неприкрытый, открытый;
та
- прикрытый, открытый;
ат - неприкрытый, закрытый;
тат - прикрытый, закрытый.
Слайд 13Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау.
Закрытый слог
- это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот.
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп.
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
Слайд 14Особенности русского слогоделения
В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что связано
с особенностями слогоделения в разных языках. Для русского характерно преобладание открытых слогов. Это связано с тем, что слогораздел (граница слога) обычно проходит после звука, обладающего наибольшей звучностью. Русский слог строится по закону возрастающей звучности, поэтому типично деление на фонетические слоги
[ по - дбор, то - чка, а - ктер ].
Шкала звучности: гл. - 4, сон. - 3, звон. -2,гл. - 1 б
Слайд 15Фонетическое слово
Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов.
Фонетическое слово
- это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.
Обычно слова, относящиеся к знаменательным частям речи, имеют собственное ударение, служебные слова чаще безударны и примыкают к ударным.
Слайд 16Проклитики и энклитики
Если безударное слово стоит перед ударным, то оно называется проклитикой.
Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы.
Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой.
Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка; придет ли.
В некоторых случаях энклитикой становится самостоятельное слово: без вести; из лесу.
Слайд 17Понятие об ударении
Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог
в слове ударный, остальные – безударные.
Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.
Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. По месту ударения могут различаться: разные слова во всех их формах (зАмок - замОк); некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу); разные формы одного слова (нОги – ногИ).
Слайд 18Способы выделения ударного слога
Ударный слог может быть выделен тремя способами:
1.
силой произношения, т.е. громкостью (такой тип ударения называется силовым)
Характерен для русского и большинства европейских языков.
2. долготой (долготный (количественный) тип ударения)
Языки с долготным ударением встречаются редко.
3. движением голосового тона (тональный (музыкальный) тип ударения)
Характерен для китайского, корейского, японского и других языков.
В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром.
Слайд 19Виды ударений
По месту в слове различают:
Связанное (фиксированное)
такое ударение во всех
словах языка имеет определенное место (характерно, например, для французского, польского языка)
Свободное
такое ударение возможно на любом слоге данного языка (например, в русском языке)
Слайд 20Виды ударений
подвижное свободное – ударение, меняющее свое место при формообразовании (рука -
руки).
неподвижное свободное – ударение, которое не меняет своего места при формообразовании (книга – книги –книге)
Некоторые слова в речи могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов (около дома).
В некоторых слова речи наряду с основным ударением может возникать побочное ударение (вагоностроительный)
Слайд 21Фонетическая синтагма
Фраза членится на фонетические синтагмы, которые характеризуются особой интонацией и ударением.
Паузы между синтагмами не обязательны, обычно они короче межфразовых пауз.
Членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы обусловлено смыслом, который говорящий вкладывает в высказывание.
Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении звуковой цепи.
Слайд 22Варианты членения фразы на фонетические синтагмы
В некоторых случаях варианты членения фразы на
фонетические синтагмы отражают разное значение.
Сравните:
Как испугали её / слова брата.
Как испугали её слова / брата.
Фонетические синтагмы, состоящие более, чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью.
Слайд 23Фразовое и тактовое ударение
Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов,
то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи тактового (синтагматического) и фразового ударения. Например, Лизавеʹта Ива″новна| сидела в своей ко″мнате| еще в бальном своем наря″де, | погруженная в глубокие размышле″ния.
Тактовое и фразовое ударение стоит на последнем слове синтагмы и фразы и указывает на их границу – конец синтагмы и фразы.
Слайд 24Фразовое и тактовое ударение
Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов,
то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи тактового (синтагматического) и фразового ударения. Например, Лизавеʹта Ива″новна| сидеʹла в своеʹй ко″мнате| ещеʹ в баʹльном своеʹм наря″де, | погружеʹнная в глубоʹкие размышле″ния.
Тактовое и фразовое ударение стоит на последнем слове синтагмы и фразы и указывает на их границу – конец синтагмы и фразы.
Слайд 25Логическое ударение
Выделение в синтагме более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его
особого значения называется логическим ударением. Оно может быть сильнее фразового и падать на любое слово фразы (синтагмы). Например: Я пойду в кино, а не ты.
Я пойду в кино (хотя я очень занят).
Слайд 26Фраза
Фраза - это самая крупная фонетическая единица. В потоке речи фразы
отделяются друг от друга паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь. Во время паузы говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Объединяется фраза интонацией.
Фраза - отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.
Слайд 27Фраза и предложение
Фразу нельзя отождествлять с предложением, поскольку фраза - фонетическая единица,
а предложение - грамматическая; они относятся к разным уровням языка. Их границы могут не совпадать.
Слайд 28Понятие об интонации
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на
отдельные отрезки – фонетические синтагмы и фразы, а также служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.
Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах фонетической синтагмы и фразы происходит повышение или понижение тона.
Слайд 29Интонационные конструкции
В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (ИК). ИК
включает: центр (слог, на который падает основное ударение), предцентровую и постцентровую части. Основными различительными признаками ИК
являются движение тона
в центре и уровень тона в постцентровой части.
Слайд 30Интонационные конструкции
ИК-1
___ __ __ __
\ __
Студенты вернулись.
ИК-1 выражает завершенность, когда нет
смысловых противопоставлений и выделений, употребляется в повествовательных предложениях и в различных названиях.
ИК-2
__
\ __ __ __ __ __ __
Когда студенты вернулись?
ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением.
Слайд 31Интонационные конструкции
ИК-3
___ __ __ __ /
—
Студенты вернулись?
ИК-3 характерна для
выражения незавершенной речи и обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова.
Слайд 32ИК-4 __
- — \
(В среду я не могу.) А не в
среду?
ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования.
ИК-5
__ __
/ \ __ __ __ __
Сколько хорошего сделал!
ИК-5 употребляется для выражения восхищения высокой степени признака, действия, состояния.