Философские проблемы етествекнных, гуманитарных и технических наук ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Ч.2 Лектор –К

Содержание

Слайд 3

КВЕСКО РАИСА БРОНИСЛАВОВНА ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ

16.10.2010

КВЕСКО РАИСА БРОНИСЛАВОВНА ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ 16.10.2010

Слайд 4

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Название темы
Фамилия, имя, отчество презентатора
Его статус
Телефон, электронная почта, сайт

16.10.2010

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Название темы Фамилия, имя, отчество презентатора Его статус Телефон, электронная почта, сайт 16.10.2010

Слайд 5

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой момент презентации.
Первое впечатление формирует доверие.
Введение – представление себя, предложение

ВВЕДЕНИЕ Ключевой момент презентации. Первое впечатление формирует доверие. Введение – представление себя,
регламента, назвать тему, сообщить цель презентации.

16.10.2010

Слайд 6

Основная часть

Последовательность.
Повторение главной цели, заявленной во введении.
Далее краткое резюме основной части,

Основная часть Последовательность. Повторение главной цели, заявленной во введении. Далее краткое резюме
исходя из результатов основной части.

16.10.2010

Слайд 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Второй ключевой момент презентации.
Заключение – апофеоз, самая важная часть.
Самая короткая и

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Второй ключевой момент презентации. Заключение – апофеоз, самая важная часть. Самая
самая эмоциональная часть презентации.
Необходимо представить все аргументы, выводы.
По окончании заключения поблагодарить с улыбкой аудиторию.

16.10.2010

Слайд 8

Золотое правило

Важно не то, что ты сказал, а то, что услышали.
Важно не

Золотое правило Важно не то, что ты сказал, а то, что услышали.
то, что услышали, а то, что поняли.
Важно не то, что поняли, а как начали выполнять.

16.10.2010

Слайд 9

Кикбоксин (ответы на вопросы)

Надо подготовить ответы заранее, продумав характер и стиль вопросов.

Кикбоксин (ответы на вопросы) Надо подготовить ответы заранее, продумав характер и стиль

Их можно представить на отдельных скрытых слайдах, выполненных в стиле презентации.
Спровоцировать аудиторию на нужный вопрос.
Отвечать на вопросы нужно по плану.

16.10.2010

Слайд 10

Наполеон Бонапарт

Кто не умеет говорить,
тот карьеры не сделает

16.10.2010

Наполеон Бонапарт Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает 16.10.2010

Слайд 11

Чонси М. ДЕПЬЮ, известный американский политик, сенатор

Никакая другая способность человека не даст ему

Чонси М. ДЕПЬЮ, известный американский политик, сенатор Никакая другая способность человека не
возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания,
как способность хорошо говорить

16.10.2010

Слайд 12

Чонси М. ДЕПЬЮ, известный американский политик, сенатор

Слово - самое сильное оружие человека

16.10.2010

Чонси М. ДЕПЬЮ, известный американский политик, сенатор Слово - самое сильное оружие человека 16.10.2010

Слайд 13

Тамотсу (Тамоцу) Шибутани американский ученый, профессор Калифорнийского университета

Люди теряют уважение к тем, кто не

Тамотсу (Тамоцу) Шибутани американский ученый, профессор Калифорнийского университета Люди теряют уважение к
может говорить, как следует,
и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью

16.10.2010

Слайд 14

16.10.2010

Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает риторика.
Ораторика – область риторики, изучающая

16.10.2010 Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает риторика. Ораторика – область
искусство и мастерство публичных выступлений.

Слайд 15

Риторика и ораторика

16.10.2010

Риторика и ораторика 16.10.2010

Слайд 16

ОРА́ТОРСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Красноречие
Искусство красноречия
Искусство публичного выступления с целью убеждения

16.10.2010

ОРА́ТОРСКОЕ ИСКУ́ССТВО Красноречие Искусство красноречия Искусство публичного выступления с целью убеждения 16.10.2010

Слайд 17

Виды красноречия

16.10.2010

Виды красноречия 16.10.2010

Слайд 18

16.10.2010

Ораторское искусство требуется везде.
Вся наша жизнь связана с общением – так

16.10.2010 Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением –
устроено человеческое общество.
Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить.
Такой человек на голову выше остальных.

Слайд 19

16.10.2010

Говорить
красиво,
логично,
доходчиво,
увлекательно,
уверенно держаться перед аудиторией
может не каждый.

16.10.2010 Говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, уверенно держаться перед аудиторией может не

Но каждый может научиться этому.

Слайд 20

Сделать это можно с помощью

16.10.2010

Сделать это можно с помощью 16.10.2010

Слайд 21

ТИПЫ ТРЕНИНГОВ

16.10.2010

ТИПЫ ТРЕНИНГОВ 16.10.2010

Слайд 22

Тренинги и самотренинги позволяют приобрести:

16.10.2010

Тренинги и самотренинги позволяют приобрести: 16.10.2010

Слайд 23

В обучении ораторскому искусству важны:

16.10.2010

В обучении ораторскому искусству важны: 16.10.2010

Слайд 24

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ -

это вид
монологической речи,
употребляемый в ситуации,
когда говорящий обращается

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий
к многочисленной аудитории с целью убеждения.

16.10.2010

Слайд 25

16.10.2010

Речь оратора
имеет свои особенности
построения композиции и стиля,
а также особое

16.10.2010 Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также

соотношение языковых и неязыковых средств общения.

Слайд 26

Качества ораторской речи

Агитационный
Оратор стремится не только донести до слушателя информацию, но и

Качества ораторской речи Агитационный Оратор стремится не только донести до слушателя информацию,
получить ответную реакцию в виде заинтересованности, то есть стремится убедить или побудить к каким-либо действиям.
Оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

Психолого-волевой
Авторитет оратора или его особый психологический настрой. Оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли.
Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

16.10.2010

Слайд 27

Влияние психики на качества ораторской речи

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует

Влияние психики на качества ораторской речи Между психикой и голосовым аппаратом человека
прямая взаимосвязь.
Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же.
Речевой аппарат будет работать неполноценно.
Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация.
Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться.

16.10.2010

Слайд 28

Главная задача оратора – иметь, что сказать, и иметь глубокую мысль.

Поль

Главная задача оратора – иметь, что сказать, и иметь глубокую мысль. Поль
Л. Сопер
1906 - 1988

руководил университетским театром в штате Теннеси, факультетом риторики и театра.
Создал самоокупающийся театр "Карусель", поставил 140 спектаклей
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. — М.: Яхтсмен, 1995.

16.10.2010

Слайд 29

16.10.2010

Ораторское искусство –
это работа над собой

16.10.2010 Ораторское искусство – это работа над собой

Слайд 30

Демосфе́н (384 г. – 322 г. до н.э.),

Один из знаменитейших ораторов

Демосфе́н (384 г. – 322 г. до н.э.), Один из знаменитейших ораторов
Древней Греции; выходец из знатного рода

16.10.2010

Слайд 31

Демосфен

свою первую речь
не сумел произнести до конца.
Его освистали,
люди не

Демосфен свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди
захотели его слушать.
Это его жестоко уязвило.

16.10.2010

Слайд 32

Главный учитель Демосфена

Исе́й из Халкиды (Афинский)

384 г. – 322 г. до н.э.

один

Главный учитель Демосфена Исе́й из Халкиды (Афинский) 384 г. – 322 г.
из десяти (декады) канонических афинских ораторов.) по некоторым известиям

16.10.2010

Слайд 33

Учителя Демосфена

Платон
428 или 427 - 348 или 347 до н. э.

Сократ
469 -

Учителя Демосфена Платон 428 или 427 - 348 или 347 до н.
399 г. до н. э

16.10.2010

Слайд 34

Демосфен следовал

Периклу
490—429 г. до н. э. 

Перикл -

16.10.2010

афинский политический деятель,
вождь демократической партии,
знаменитый оратор
и полководец.

Демосфен следовал Периклу 490—429 г. до н. э. Перикл - 16.10.2010 афинский

Слайд 35

Демосфен следовал

Фукидиду

ок. 460 — ок. 400 до н.э.

16.10.2010

Фукидид - греческий историк, родился

Демосфен следовал Фукидиду ок. 460 — ок. 400 до н.э. 16.10.2010 Фукидид
в Аттике около 460-455 гг.; принадлежал к богатому и знатному роду. В 424 г. он был выбран стратегом и в качестве командующего эскадрой принимал участие в войне со спартанцами во Фракии.

Слайд 36

16.10.2010

Фукидид написал «Историю Пелопоннесской войны», современником и очевидцем которой он был.
По

16.10.2010 Фукидид написал «Историю Пелопоннесской войны», современником и очевидцем которой он был.
собственному его заявлению, он начал свой труд тотчас по возникновении войны, будучи заранее уверен в её важном значении

Слайд 37

16.10.2010

Демосфен
был
косноязычен,
имел слабый голос,
короткое дыхание,
привычку подергивать плечом и

16.10.2010 Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом
пр.
Настойчивостью и энергией он победил
все эти недостатки.

Слайд 38

16.10.2010

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки.
Произносил

16.10.2010 Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки.
речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы.
Всходил на крутизны, громко читая поэтов.
Упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.
Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.

Слайд 39

16.10.2010

Речи Демосфена называют «зеркалом характера».
Он не был ритором, не любил придуманных

16.10.2010 Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил
украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, употребляя доводы и примеры.
В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи.
Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен.
Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому.

Слайд 40

16.10.2010

Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха,

16.10.2010 Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению
современники прозвали оратора аргом (с др.-греч.языка «змея»).
Число речей Демосфена, известных в древности, было 65, из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Слайд 41

Марк Туллий Цицерон

106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.

Marcus Tullius

Марк Туллий Цицерон 106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.
Cicerō

Римский государственный деятель,
сторонник идеалов Республики,
выдающийся оратор и литератор,
популяризатор греческой философии.

16.10.2010

Слайд 42

16.10.2010

Цицерон в совершенстве овладел ораторским искусством.
К нему прислушивалась не только толпы

16.10.2010 Цицерон в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только
людей, но и правители.
Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции и добиться высот в карьере.
Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства.
Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», здесь перечисляются основные требования к оратору.

Слайд 43

16.10.2010

Один раздел в теории красноречия Цицерона
затрагивает ритм речи и
рекомендует
точность,

16.10.2010 Один раздел в теории красноречия Цицерона затрагивает ритм речи и рекомендует
сдержанность и изящество, избегая при этом многословия.

Слайд 44

Основные критерии удачной речи, по Цицерону:

16.10.2010

Основные критерии удачной речи, по Цицерону: 16.10.2010

Слайд 45

Марк Туллий Цицерон

Оратор есть тот,
кто любой вопрос изложит
со знанием дела,
стройно,
изящно,

Марк Туллий Цицерон Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием

с достоинством при исполнении.

16.10.2010

Слайд 46

Гай Юлий Цезарь Gaius Julius Caesar (102 или 100 - 44 гг.

Гай Юлий Цезарь Gaius Julius Caesar (102 или 100 - 44 гг.
до н. э.)

Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.
Из патрицианского рода Юлиев.

16.10.2010

Слайд 47

16.10.2010

Чтобы в совершенстве овладеть мастерством ораторского искусства, Цезарь специально отправился на о.Родос

16.10.2010 Чтобы в совершенстве овладеть мастерством ораторского искусства, Цезарь специально отправился на
к знаменитому преподавателю Аполлонию Молону.
По пути он попал в плен к киликийским пиратам, за освобождение ему пришлось заплатить значительный выкуп в размере двадцати талантов, и пока его друзья собирали деньги, он больше месяца провёл в плену, упражняясь в красноречии перед похитителями.
После освобождения он тут же собрал в Милете флот, захватил пиратскую крепость и приказал распять захваченных в плен пиратов на кресте в назидание другим.
Но, поскольку они в своё время обращались с ним хорошо, то Цезарь приказал перед распятием перебить им ноги, чтобы облегчить их страдания.
Затем он частенько проявлял снисхождение к поверженным противникам.
В этом и проявлялось так восхваляемое древними авторами «Цезарево милосердие».

Слайд 48

Основные правила ораторского искусства

Необходим тезис – положение, или мысль, которую необходимо доказать,

Основные правила ораторского искусства Необходим тезис – положение, или мысль, которую необходимо
или опровергнуть оратору.
Нужно обладать знаниями в области формальной логики.
Форма и содержание наполняют речь смыслом и красотой. Форма и содержание, безусловно, влияют друг на друга. Они неотделимы.

16.10.2010

Слайд 49

Основные правила ораторского искусства

Оратор должен превосходно владеть своей тематикой, это позволит ему

Основные правила ораторского искусства Оратор должен превосходно владеть своей тематикой, это позволит
грамотно и уверенно излагать свои мысли.
Речь должна быть яркой, насыщенной.
Речь должна запоминаться.

16.10.2010

Слайд 50

Основные правила ораторского искусства

Для успешного выступления желательно составить план. Структура плана должна

Основные правила ораторского искусства Для успешного выступления желательно составить план. Структура плана
обосновывать каждое новое суждение суждением, уже обоснованным ранее.
Оратор должен испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений.

16.10.2010

Слайд 51

Сперанский Михаил Михайлович, граф, государственный деятель (1772—1839)
Одна мысль должна содержать семя другой

16.10.2010

Сперанский Михаил Михайлович, граф, государственный деятель (1772—1839) Одна мысль должна содержать семя другой 16.10.2010

Слайд 52

16.10.2010

Мы можем сказать, что
ораторское искусство нам необходимо везде:
в университете при ответе

16.10.2010 Мы можем сказать, что ораторское искусство нам необходимо везде: в университете
лектору на экзамене,
или при научном докладе.
Ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки, на защите диссертации и т. д.

Слайд 53

16.10.2010

Ораторское мастерство нужно дипломатам, преподавателям, священникам др.
Красноречие необходимо и за праздничным столом,

16.10.2010 Ораторское мастерство нужно дипломатам, преподавателям, священникам др. Красноречие необходимо и за
а также в других ситуациях.
Поэтому искусство быть оратором не просто приятное знание и умение, а необходимость.

Слайд 54

16.10.2010

Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать,

16.10.2010 Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично
произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь.
В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Слайд 55

16.10.2010

Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и

16.10.2010 Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки
опыта.
Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека.
Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чём он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определёнными видами речи.

Слайд 56

Антон Павлович Чехов

Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере…

16.10.2010

Антон Павлович Чехов Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере… 16.10.2010

Слайд 57

16.10.2010

Это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой и

16.10.2010 Это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой
своеобразной речи.
Если эта роль объединяет многих людей, то она становится публичным монологом или ораторской речью.

Слайд 58

Требования к оратору

Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком.
Но быть

Требования к оратору Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком. Но
хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование.
Это слова Квинтилиана.

16.10.2010

Слайд 59

Марк Фабий Квинтилиан (Marcus Fabius Quintilianus) (35 - 96)

Древнеримский теоретик ораторского искусства.

Марк Фабий Квинтилиан (Marcus Fabius Quintilianus) (35 - 96) Древнеримский теоретик ораторского
Древнеримский Целиком сохранилось только сочинение «Об образовании оратора» (в 12 книгах) — один из наиболее ценных источников по античной риторике и педагогике.

16.10.2010

Слайд 60

Требования к оратору

2. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот

Требования к оратору 2. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование.
как об этом писал Цицерон: «Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным». У каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Поэтому надо понять, в чём речевой талант, и его надо развить.

16.10.2010

Слайд 61

Требования к оратору

3. Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в

Требования к оратору 3. Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит
повышении знаний и образованности оратора. «Красноречием можно овладеть, лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми» (Цицерон). «Знание других наук» полагал одним из средств приобретения красноречия М.В. Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

16.10.2010

Слайд 62

Требования к оратору

4. Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий

Требования к оратору 4. Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности.
оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет. Он занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: и промолчит, и выслушает оппонента, но и способен отстоять свою точку зрения.

16.10.2010

Слайд 63

Требования к оратору

5. При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах,

Требования к оратору 5. При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных
которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и др.

16.10.2010

Слайд 64

16.10.2010

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет

16.10.2010 Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не
слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Слайд 65

16.10.2010

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков.

16.10.2010 Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных
Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и «отсиживается» в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Слайд 66

16.10.2010

Ответственность – готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с

16.10.2010 Ответственность – готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана
чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь.
Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Слайд 67

16.10.2010

Решительность – способность настойчиво проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией,

16.10.2010 Решительность – способность настойчиво проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней
которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной.
Качество решительности, как и другие свойства оратора, – не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

Слайд 68

16.10.2010

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. Образование же происходит

16.10.2010 Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. Образование же
только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.
Имя файла: Философские-проблемы-етествекнных,-гуманитарных-и-технических-наук-ИСКУССТВО-ПРЕЗЕНТАЦИИ-И-ОРАТОРСКОЕ-ИСКУССТВО-Ч.2-Лектор-–К.pptx
Количество просмотров: 355
Количество скачиваний: 0