Содержание
- 2. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени,
- 3. СИМВОЛИЗМ , направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством
- 4. ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве
- 5. Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в
- 6. Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл, и
- 7. И Ветхий и Новый Завет, считали петербургские символисты, уже исчерпаны. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное
- 8. Символ принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает точного знания о своем
- 9. Валерий Яковлевич Брюсов В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая”
- 10. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он —
- 11. Дремлет Москва, словно самка спящего страуса, Грязные крылья по темной почве раскинуты, Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
- 12. В этом стихотворении Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное измерение, он противопоставляет Россию
- 13. Дмитрий Сергеевич Мережковский "Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой художник, не
- 14. Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.
- 15. Не презирай людей! Безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и нужд, Сознав могущество заботы
- 16. Здесь автор выбрал форму напутствий, он как бы оформляет свое произведение по принципу библии, он словно
- 17. Зинаида Николаевна Гиппиус ДАЖЕ если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни одной из своих книг,
- 18. В Тифлисе состоялась судьбоносная встреча Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского - молодого, но уже довольно известного
- 19. Любовь – одна ... Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь - одна. 1896 г.
- 20. В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ радуги, как символа любви. Она так же ярка и
- 21. Константин Дмитриевич Бальмонт Поэта Константина Дмитриевича Бальмонта традиционно относят к представителям старшего поколения русского символизма. Однако
- 22. К. Бальмонт написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, Среди написанного им есть художественная и автобиографическая
- 23. Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии и взгляд
- 24. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени,
- 25. Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная
- 26. Андрей Белый Андрей Белый, (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880-1934), русский писатель, филолог, философ, теоретик символизма.
- 27. Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий
- 28. Тело стихий В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен. Мы
- 29. Вячеслав Иванович Иванов Бердяев считал Иванова «самым утонченным и универсальным по духу представителем не только русской
- 30. Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Даже
- 31. О розе амброзийных нег Не верь поэта баснословью; Забудь Киприды ризу вдовью, Адониса живой ковчег. Что,
- 33. Скачать презентацию
Слайд 2Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню
Слайд 3СИМВОЛИЗМ , направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно
СИМВОЛИЗМ , направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно
Слайд 4ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения
ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения
Слайд 5Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил
Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил
Слайд 6Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный
Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный
Слайд 7
И Ветхий и Новый Завет, считали петербургские символисты, уже исчерпаны. Человечество должно
И Ветхий и Новый Завет, считали петербургские символисты, уже исчерпаны. Человечество должно
Символизм иногда называют “религиозным” . Религиозность, однако, понимается максимально широко – это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания: от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей.
Слайд 8Символ принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает
Символ принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает
Слайд 9Валерий Яковлевич Брюсов
В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей,
Валерий Яковлевич Брюсов
В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей,
Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
Слайд 10В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории
В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории
Слайд 11Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса, Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Слайд 12В этом стихотворении Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное
В этом стихотворении Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное
Слайд 13Дмитрий Сергеевич Мережковский
"Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой
Дмитрий Сергеевич Мережковский
"Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой
Слайд 14Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы
Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы
Слайд 15Не презирай людей! Безжалостной и гневной
Насмешкой не клейми их горестей и
Не презирай людей! Безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и
Слайд 16Здесь автор выбрал форму напутствий, он как бы оформляет свое произведение по
Здесь автор выбрал форму напутствий, он как бы оформляет свое произведение по
Следующим напутствием поэту Мережковский говорит о том, что красоту и смысл существования он может постичь “Не в упоительной и радостной мечте, Не в блесках и цветах, но в терниях страданья, В работе, в бедности, в суровой простоте.” - этим Мережковский хочет сказать, что прекрасное надо искать не там, где все покрыто красивой оболочкой, а там, где царит страдание, бедность, нищета, ведь, чтобы понять смысл жизни поэту нужно пройти все эти этапы самому: бедноту и суровую простоту, тернии и страдание. В конце автор говорит, что если поэту удастся пройти все эти препятствия на его пути, то муза сама найдет его. Это и будет, по мнению автора, венцом его скитаний.
Слайд 17Зинаида Николаевна Гиппиус
ДАЖЕ если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни
Зинаида Николаевна Гиппиус
ДАЖЕ если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни
Даже внешне она выделялась из общего круга. Надежда Тэффи вспоминала: "Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничанье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль". А секретарь Мережковских Злобин, имевший возможность наблюдать Гиппиус в обыденной обстановке, признавался: "Странное это было существо, словно с другой планеты...
Слайд 18 В Тифлисе состоялась судьбоносная встреча Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского -
В Тифлисе состоялась судьбоносная встреча Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского -
Через год, 8 января 1889 года Гиппиус и Мережковский обвенчались. Ей было 19, ему – 23. Они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день.
Сразу после свадьбы Гиппиус и Мережковский переехали в Петербург, где они принимали гостей – поэтов, писателей, художников, религиозных и политических деятелей. Гиппиус стала царицей этого блестящего литературного салона. Не хозяйкой, а именно царицей. Хрупкая капризная девочка, которую поначалу воспринимали лишь как тень знаменитого мужа, сумела сломать все возможные стереотипы и завоевать среди современников титул "декадентской мадонны" – вдохновительницы и одного из самых беспощадных критиков своей эпохи.
Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому часто оставалась почти незаметной. Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создала особый, “декадентский” стиль в жизни и творчестве
Слайд 19Любовь – одна
... Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь
Любовь – одна
... Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь
Душе, единостью чудесной, Любовь единая дана. Так в послегрозности небесной Цветная полоса - одна. Но семь цветов семью огнями Горят в одной. Любовь одна, Одна до века, и не нами Ей семицветность суждена. В ней фиолетовость и алость, В ней кровь и золото вина, То изумрудность, то опалость... И семь сияний - и одна. Не все ль равно, кого отметит, Кого пронижет луч до дна, Чье сердце меч прозрачный встретит, Чья отзовется глубина? Неразделимая нетленна, Неуловимая ясна, Непобедимо неизменна Живет любовь, - всегда одна. Переливается, мерцает, Она всецветна - и одна. Ее хранит, ее венчает Святым единством - белизна.
Слайд 20В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ радуги, как символа любви. Она
В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ радуги, как символа любви. Она
Слайд 21Константин Дмитриевич Бальмонт
Поэта Константина Дмитриевича Бальмонта традиционно относят к представителям старшего поколения
Константин Дмитриевич Бальмонт
Поэта Константина Дмитриевича Бальмонта традиционно относят к представителям старшего поколения
Слайд 22К. Бальмонт написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, Среди написанного им
К. Бальмонт написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, Среди написанного им
Слайд 23Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты,
Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты,
Слайд 24Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню
Слайд 25Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания:
Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания:
“И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали... И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли” Чем ближе автор приближался к заветной цели, тем яснее он видел то, к чему стремился, видел истину. “А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали” То есть, не смотря на то, что его окружал уже полный мрак, он видел впереди свет, свет, который освещал ему весь путь. “Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня” В последней строфе автор говорит о том, что он все-таки познал истину, он нашел то, что искал. Бальмонт воспевал космической красоты. В своей записной книжке Бальмонт писал: “У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь”.
Слайд 26Андрей Белый
Андрей Белый, (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880-1934), русский писатель,
Андрей Белый
Андрей Белый, (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880-1934), русский писатель,
Осенью 1903 Белый и группа его чутких к мистическим «зорям» единомышленников (Эллис, А.С.Петровский, С.Соловьев, В.В.Владимиров, М.И.Сизов и др.) составили кружок «аргонавтов». «Аргонавты» пестовали особую мифологию «жизнетворчества», поклонения воспетой Вл.Соловьевым Вечной Женственности (в кружке, соответственно, царил культ ранних стихов Блока о Прекрасной Даме), следования символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым Руном» — то есть познания мистических тайн бытия.
Увлечения соловьевскими идеями эсхатологии, теократии, Вечной Женственности накладывались на ницшеанские ощущения катастрофичности жизни и раскрепощения «сверхчеловеческой» личности.
Слайд 27Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного
Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного
Слайд 28Тело стихий
В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен.
Все чудесно в фейном, вейном, змейном
Тело стихий В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном
Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах “В лепестке лазурево-лилейном” . В первой строфе автор говорит, что все вокруг чудесно и гармонично. Во второй строфе строчками “Как над пенной бездною ручей.
Льются мысли Блесками летающих лучей” Автор рисует картину ручья, водопада низвергающегося вниз, в пенную бездну, и от этого в разные стороны разлетаются тысячи мелких сверкающих капелек, так льются и человеческие мысли.
Слайд 29Вячеслав Иванович Иванов
Бердяев считал Иванова «самым утонченным и универсальным по духу
Вячеслав Иванович Иванов
Бердяев считал Иванова «самым утонченным и универсальным по духу
Петербургское крыло символизма, духовным лидером которого был Иванов, проповедовало надындивидуальное, соборное начало в культуре. В 1907 для выражения этих идей Иванов организовал издательство «Оры» – в противовес издательству московских символистов «Скорпион», в котором проповедовалась самоценность искусства
Слайд 30Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи
Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи
Слайд 31О розе амброзийных нег
Не верь поэта баснословью;
Забудь Киприды ризу вдовью,
О розе амброзийных нег Не верь поэта баснословью; Забудь Киприды ризу вдовью,