А. К. Толстой. Жизнь и творчество

Содержание

Слайд 2

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург —

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург —
умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

Слайд 3

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой
по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом).
Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).

Имение
Красный Рог

Слайд 4

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему
брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

Антоний Погорельский

Слайд 5

«Марать бумагу и писать стихи» начал с 6 лет
1834 – студент московского

«Марать бумагу и писать стихи» начал с 6 лет 1834 – студент
архива министерства иностранных дел
1835 – экзамен на чин при Московском университете
1837 – назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне
1840 – 2-е отделение собственной е.и.в. канцелярии
Делопроизводитель комитета о раскольниках
1843 – камер-юнкер
1851 – церемониймейстер двора

Слайд 6

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран
в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

Слайд 7

В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь
блестящего светского человека,
позволяя себе рискованные

В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные
шутки
и проказы, сходившие ему с рук
благодаря покровительству
цесаревича.

Зимой 1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная,
и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по
одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

Слайд 8

Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее
скорым уходом от мужа. Муж долго не давал

Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не

развода, поэтому брак Толстого с Софьей
Андреевной был заключен только в 1863.
Практически вся его любовная лирика
адресована именно ей (в т.ч. посвященное их
первой встрече стихотворение «Средь
шумного бала, случайно…»).

Слайд 9

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но
черты;
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь,
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
1851

Слайд 10

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной –
Моей души коснулась ты:
Она

Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной – Моей души
тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна!
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом;
Твоя же речь ласкает слух,
Твое легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье.
1851 или 52

Слайд 11

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль
сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
1850 или 51

Слайд 12

Во время Крымской войны вступил в армию майором, но не воевал, заболев

Во время Крымской войны вступил в армию майором, но не воевал, заболев
под Одессой тифом.
Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом.
Во второй половине 50-х годов стал егермейстером, заведующим егерями царской охоты.
1861 – добился отставки

«Служба, какова бы она ни была,
глубоко противна моей натуре.
Служба и искусство несовместимы»

Слайд 13

Свою близость к царю использовал, чтобы «говорить во что бы то ни

Свою близость к царю использовал, чтобы «говорить во что бы то ни
стало правду» (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, вступался за Аксакова, Тургенева, в 1864-65 г.г. заявил царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского»

Жил в имениях Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Гуманно относился к крестьянам, хозяйством совсем не занимался, постепенно разорился.

Слайд 14

Творчество многожанрово.
1841 –повесть «Упырь»
«Семья вурдалака», «Встреча через 300 лет»
1846 – повесть «Амена»
2

Творчество многожанрово. 1841 –повесть «Упырь» «Семья вурдалака», «Встреча через 300 лет» 1846
охотничьих очерка, рассказ «Артемий Семенович Бервенковский»

Слайд 15

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле!
В небе крик орлиных

Край ты мой, родимый край! Конский бег на воле! В небе крик
стай!
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья!
Ветер, степь да тучи!
1856

Слайд 16

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые

Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты.
разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив;
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
1858

Слайд 17

Роман «Князь Серебряный»
(опубл. в 1862 г.)

Роман «Князь Серебряный» (опубл. в 1862 г.)

Слайд 18

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного
«Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

Слайд 19

Не прославлял московское боярство –противников самодержавия, заявляя, что лишь немногие бояре сохранили

Не прославлял московское боярство –противников самодержавия, заявляя, что лишь немногие бояре сохранили
лучшие качества предков.
Народ изображен с большой симпатией. Разбойники обладают чувством долга, справедливости и совестливостью, особенно по сравнению с опричниками.
Использует фольклор, элементы чудесного.
Это роман с преобладанием вымышленных коллизий, романтизированных героев, домыслов, сознательными анахронизмами для компактности действия.

Слайд 20

Высшее духовное начало – не только красота, но и любовь, которая частично,

Высшее духовное начало – не только красота, но и любовь, которая частично,
«раздробленной» присутствует в обычной жизни («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»).
Лирика Толстого пронизана томлением, тоской по прекрасному и бесконечному, что разлито во всей природе:
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало…

Слайд 21

Любовная лирика уравновешена по тону, но почти всегда пронизана грустью: любовь

Любовная лирика уравновешена по тону, но почти всегда пронизана грустью: любовь неотрывна
неотрывна от условий существования любящих, от временных состояний духа.
«Приливы любви и отливы» - одно из появлений большей или меньшей полноты и насыщенности жизни. Внутреннее состояние поэта , его борьба с невзгодами и судьбой часто соотносятся с состоянием обновляющейся природы.
Минорный тон потесняется более светлым и жизнерадостным.

Слайд 22

В области пародии Толстой в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями

В области пародии Толстой в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями
Алексеем, Александром и Владимиром Михайловичами Жемчужниковыми создает литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

Слайд 23

Никто не обнимет необъятного.
Смотри в корень!
Лучше скажи мало, но

Никто не обнимет необъятного. Смотри в корень! Лучше скажи мало, но хорошо.
хорошо.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего
сказать не можешь?
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.
Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а)вкушать хорошую пищу;
б)беседовать с возвратившимся из похода
другом и
в) чесать, где чешется.

АФОРИЗМЫ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

Слайд 24

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? –

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй:
ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда
и без того светло; а месяц – ночью.
Не робей перед врагом: лютейший враг человека – он сам.
Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Заткни фонтан: он тоже должен отдыхать.

АФОРИЗМЫ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

Слайд 25

Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть

Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть
Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия — не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире — власти человека над действительностью, над собственной участью.

Слайд 26

Последние произведения Толстого о прошлом посвящены домонгольскому периоду и выдержаны преимущественно в

Последние произведения Толстого о прошлом посвящены домонгольскому периоду и выдержаны преимущественно в
бодром, мажорном тоне
«Змей Тугарин»
«Песня о Геральде и Ярославне»
«Гакон Слепой»
«Боривой»
«Три побоища»
«Канун»
«Роман Галицкий»

Слайд 27

Не заботился об исторической достоверности.
Прибегал к свободному домыслу
Психологию героев представлял в

Не заботился об исторической достоверности. Прибегал к свободному домыслу Психологию героев представлял
абстрактно-общечеловеческих чертах.
Это не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды.
Наряду с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий и собственно фольклорных былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Поток, Садко, Чурила и др.

Слайд 28

1870-71 –драма «Посадник»
Драматическая поэма «Дон Жуан»
Поэма «Грешница»
Поэма «Алхимик»
Поэма «Иоанн Дамаскин»
Поэма «Портрет»

1870-71 –драма «Посадник» Драматическая поэма «Дон Жуан» Поэма «Грешница» Поэма «Алхимик» Поэма «Иоанн Дамаскин» Поэма «Портрет»
Имя файла: А.-К.-Толстой.-Жизнь-и-творчество.pptx
Количество просмотров: 2519
Количество скачиваний: 175