Античный скептицизм

Содержание

Слайд 2

Античный скептицизм

Пирронизм
Пиррон: воздержание от суждений
Энесидем: недостоверность чувственного восприятия
Зависимость восприятия от строения

Античный скептицизм Пирронизм Пиррон: воздержание от суждений Энесидем: недостоверность чувственного восприятия Зависимость
организма
Зависимость восприятия от особенностей индивидов
Различия в восприятии разными органами чувств
Зависимость восприятия от внешних условий
Агриппа: недоказательность рассуждения
Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность)
Троп произвольного допущения (предположения)
Троп порочного круга (взаимодоказуемости)
Секст Эмпирик: систематизация скептицизма
Академический скепсис: истина и вероятность

Слайд 3

Античный скептицизм

Пиррон
ок. 365 - ок. 275

Средняя
Академия

Новая
Академия

Старшие скептики

Младшие скептики

Поздний пирронизм

Энесидем I в. до н.э. (?)

Агриппа I в.

Античный скептицизм Пиррон ок. 365 - ок. 275 Средняя Академия Новая Академия
до н.э. - I в. н.э. (?)

Секст Эмпирик II в. н.э.

Академический скепсис

Аркесилай 315-241

Карнеад 214/13-129/28

Тимон из Флиунта 325/20-235/30

Клитомах 187/86-110/09

Слайд 4

Античный скептицизм

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Китий

Солы

Рим

Элида

Кносс

Александрия

Питана

Карфаген

Флиунт

Античный скептицизм Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Китий Солы

Слайд 5

Античный скептицизм

Секст Эмпирик. Против учёных
Две книги против логиков
Две книги против физиков
Против этиков
Против

Античный скептицизм Секст Эмпирик. Против учёных Две книги против логиков Две книги
разных наук (6 книг)
Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений

Секст Эмпирик (II в. н.э.)

Основные сочинения

Слайд 6

Пиррон Воздержание от суждений

Каковы вещи по своей природе?

Как нам следует к ним относиться?

Что для нас из этого проистекает?

Природа вещей непостижима.

Поэтому к

Пиррон Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам следует
ним следует относиться равнодушно.

Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

Слайд 7

Пиррон Воздержание от суждений

Эпохé (греч., εποχή) –
остановка, прекращение, воздержание от суждения.

Атарáксия (греч., αταραξία, от ταραχή, волнение, тревога) – невозмутимость, безмятежность.

Изостéния (греч., ίσοσθένεια) – равносильность (противоположных суждений).

Скептик (греч.,

Пиррон Воздержание от суждений Эпохé (греч., εποχή) – остановка, прекращение, воздержание от
σκεπτικός), –
склонный к рассмотрению, обдумыванию, размышлению.

Ни о чём нельзя сказать, что оно есть в большей степени одно, чем другое.

Нельзя отличить ложное суждение от истинного, так как у нас нет критерия истины.

Слайд 8

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
чувствует «правильно».

Слайд 9

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.

Слайд 10

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.

Слайд 11

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.

Слайд 12

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.

Слайд 13

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом об объекте.

Первые пять тропов выводят недостоверность чувственного восприятия из

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом
множественности и особенностей субъектов.

Следующие четыре тропа выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей объектов.

Слайд 14

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.

Слайд 15

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.

Слайд 16

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.

Слайд 17

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.

Слайд 18

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.

Последний (десятый) троп подводит итог.

Слайд 19

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно
чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.
Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.

Слайд 20

Агриппа Недоказательность рассуждения

A > B

A > C

C > B

A > D

D > C

C

Агриппа Недоказательность рассуждения A > B A > C C > B
> E

E > B

A > F

F > D

D > G

G > C

C > I

I > E

E > J

J > B

Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу.
Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.

Слайд 21

Агриппа Недоказательность рассуждения

Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу.
Троп удаления в бесконечность: всё,

Агриппа Недоказательность рассуждения Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления
приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.
Троп относительности: все утверждения относятся не к вещам, каковы они сами по себе, а к вещам, каковы они по отношению к другим вещам и по отношению судящему.
Троп предположения: избегая удаления в бесконечность, догматики исходят из положений, произвольно (т.е. без основания и доказательств) принимаемых за истинные.
Троп взаимодоказуемости: всё, приводимое в доказательство, истинно лишь постольку, поскольку истинно то, что доказывается с его помощью.

Слайд 22

Агриппа Троп порочного круга

Сократ смертен

Все люди смертны

Сократ – человек

Аристотель смертен

Платон смертен

Диоген смертен

Сократ смертен


Агриппа Троп порочного круга Сократ смертен Все люди смертны Сократ – человек

Слайд 23

Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума.

Но, как показывают тропы старших

Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но,
скептиков, чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины.

Как показывают тропы младших скептиков, логическое мышление также не содержат в себе критерия истины.

Следовательно, критерия истины нет вообще.

Секст Эмпирик Систематизация скептицизма

Имя файла: Античный-скептицизм.pptx
Количество просмотров: 150
Количество скачиваний: 0