Содержание
- 2. БУДДИЗМ Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии.
- 3. «Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится,
- 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в., в Тангутском государстве
- 5. Сын правителя одного из царств на севере Индии. Согласно преданию, до 29 лет жил, не выходя
- 6. ТРИПИТАКА – «СВЯЩЕННАЯ КНИГА» БУДДИСТОВ Трипитака (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали., Типиìтака) - свод буддийских священных
- 7. ИДЕОЛОГИЯ БУДДИЗМА На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества, занятия йогой Гаутама
- 8. ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА ЧЕТЫРЕ «БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА СВОДИТСЯ К ПРИЗЫВУ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВСТАТЬ
- 9. ВЕХИ «ВОСЬМЕРИЧНОГО ПУТИ» «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» Правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на «благородных целях». Правильная решимость, т.е.
- 10. БХАВАЧАКРА – «КОЛЕСО ЖИЗНИ» Неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары) Они формируют сознание (виджняна) Сознание определяет
- 11. КОЛЕСО ЖИЗНИ 11
- 12. «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» БУДДИЗМА 12
- 13. БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу, перерывы на еду и
- 14. ПРАЗДНИКИ БУДДИЗМА Весак Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления и смерти. Праздник
- 15. ХИНАЯНА И МАХАЯНА В СРАВНЕНИИ 15
- 16. ЛАМАИЗМ Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны, тибетского буддизма и добуддийских архаичных верований народов.
- 17. БУДДИЗМ В РОССИИ В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России.
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2БУДДИЗМ
Буддизм – самая древняя мировая религия.
Он возник в VI в. до
БУДДИЗМ
Буддизм – самая древняя мировая религия.
Он возник в VI в. до
Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.
Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии.
Буддизм – самая древняя мировая религия.
Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек.
Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.
Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии.
Слайд 3«Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату.
«Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату.
Из наставлений Будды
3
Слайд 4ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА
Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в.,
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА
Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в.,
В настоящее время буддизм распространен в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке, России, Японии. Тибетский буддизм успешно развивается в западных странах.
4
Слайд 5 Сын правителя одного из царств на севере Индии. Согласно преданию, до
Сын правителя одного из царств на севере Индии. Согласно преданию, до
Тайно покинув дворец и выбравшись в город, Сиддхартха увидел больного, старика, похоронную процессию и отшельника-аскета. Переодевшись в одежду слуги, он бежит из города и 6 лет проводит в непрерывном аскетическом изнурении плоти.
После разочарования в аскетизме на Сиддхартху снисходит озарение. Он становится Буддой (просветлённым). Ему открываются 4 благородные истины.
Вокруг Будды собираются последователи, которые затем начинают распространять его учение по Индии и соседним странам.
БУДДА (СИДДХАРТХА ГАУТАМА)
годы жизни 563 - 483 гг. до н.э.
Место рождения Будды
Религиозный мыслитель, чьё учение стало основой одной из трёх мировых религий - буддизма
5
Слайд 6ТРИПИТАКА – «СВЯЩЕННАЯ КНИГА» БУДДИСТОВ
Трипитака (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали., Типиìтака) -
ТРИПИТАКА – «СВЯЩЕННАЯ КНИГА» БУДДИСТОВ
Трипитака (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали., Типиìтака) -
Трипитака состоит из трех разделов:
1. Виная-питака (собрание дисциплинарных правил: содержит в основном правила поведения буддиста и организации буддийской общины).
2. Сутта-питака (собрание текстов: содержит изложение учения буддизма в его первоначальной форме и состоит из пяти частей):
a. Дигха-никая (собрание длинных рассуждений).
b. Маджхима-никая (собрание рассуждений средней длины).
c. Самьютта-никая (собрание связанных рассуждений).
d. Ангуттара-никая (собрание рассуждений, большее на один член).
e. Кхуддака-никая (собрание коротких рассуждений).
3. Абхидхамма-питака (изложение учения буддизма в схоластической манере).
6
Слайд 7ИДЕОЛОГИЯ БУДДИЗМА
На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества,
ИДЕОЛОГИЯ БУДДИЗМА
На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества,
Принципа перерождения
(сансары)
Идеи воздаяния
(кармы)
Праведного пути
(дхармы)
ОСОБЕННОСТИ
БУДДИЗМА
В буддизме закладывается один из
первых принципов, характерных для всех
мировых религий – обращение с
проповедью ко всем людям,
независимо от их этнического и
социального происхождения.
Перемещение акцента с коллективной на
индивидуальную религиозную жизнь.
Человек может вырваться из сансары
только индивидуальным усилием,
осознав и сформулировав свой, личный
«праведный путь», и, повлияв на
судьбу, изменить воздаяние.
ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП БУДДИЗМА – ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ
В ОСНОВЕ
ВЕРОУЧЕНИЯ
НАХОДИТСЯ
ИДЕОЛОГИЯ:
7
Слайд 8ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА
ЧЕТЫРЕ «БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ»
СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА СВОДИТСЯ К ПРИЗЫВУ К КАЖДОМУ
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА
ЧЕТЫРЕ «БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ»
СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА СВОДИТСЯ К ПРИЗЫВУ К КАЖДОМУ
Освобождение обретается в нирване
НИРВАНА
Это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир
Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание»
Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, т.е. Нирвана - свобода
Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий путем проделывания пути по «восьмеричной дороге»
8
Слайд 9ВЕХИ «ВОСЬМЕРИЧНОГО ПУТИ»
«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»
Правильные
взгляды, т.е.
взгляды, основанные
на «благородных
целях».
Правильная
решимость,
ВЕХИ «ВОСЬМЕРИЧНОГО ПУТИ»
«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»
Правильные
взгляды, т.е.
взгляды, основанные
на «благородных
целях».
Правильная
решимость,
готовность к подвигу
по имя истины.
Правильная
речь, т.е.
доброжелательная,
искренняя,
правдивая.
Правильное
поведение,
т.е. непричинение
зла.
Правильный
образ
жизни, т.е.
мирный, честный,
чистый.
Правильное
усилие, т.е.
самовоспитание и
самообладание.
Правильное
внимание, т.е.
активная
бдительность
сознания.
Правильное
сосредоточение,
т.е. верные методы
созерцания и
медитации.
ХИНАЯМА Узкий путь спасения, который предполагает относительно жесткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли члены сангхи-монастырской общины.
МАХАЯНА Широкий путь спасения, который предполагает возможность обретения нирваны мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. Сводится к пяти заповедям: воздерживаться от: убийства; воровства; прелюбодеяний; лжи; возбуждающих напитков.
ПУТИ
СПАСЕНИЯ
9
Слайд 10БХАВАЧАКРА – «КОЛЕСО ЖИЗНИ»
Неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары)
Они формируют сознание (виджняна)
БХАВАЧАКРА – «КОЛЕСО ЖИЗНИ»
Неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары)
Они формируют сознание (виджняна)
Сознание определяет характер намарупы — физического и психического облика человека
Нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) - зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума
Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек
Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати)
А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.
Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев):
10
Слайд 11КОЛЕСО ЖИЗНИ
11
КОЛЕСО ЖИЗНИ
11
Слайд 12«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» БУДДИЗМА
12
«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» БУДДИЗМА
12
Слайд 13БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ
Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу,
БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ
Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу,
Каждый монах должен соблюдать 308 правил, которые дважды в месяц зачитываются на общем собрании. Для этого все монахи собираются в зале Будды, а послушники – в соседнем. Причем послушники не подчиняются 250 правилам бхикшу и 58 бодхисаттвы – ими руководят только 10 начальных.
Буддийский монастырь - сложный комплекс с храмом, ступами (пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, со специальными залами для занятия медитацией и др.
Обряд посвящения в монахи связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе»
13
Слайд 14ПРАЗДНИКИ БУДДИЗМА
Весак
Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления
ПРАЗДНИКИ БУДДИЗМА
Весак
Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления
Асалха, день Дхармы
Достигнув Просветления, Будда устремился в Бенарес к пяти известным ему аскетам, чтобы они узнали об их Дхарме и достигли Просветления. Это произошло в июле (лунный месяц Асалха), в день полнолуния. Отмечая Асалху, буддисты оценивают то, что Будда просветил людей о Дхарме с помощью «Учения о Приведении в Движение Колеса Истины» - его первого учения. Помимо этого, само отмечание Асалхи свидетельствует о возникновении Сангхи. В данный день первых пять приверженцев начали считать членами Сообщества посредством того, что они руководствовались словами Будды.
Катхина, день Сангхи
Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь). Миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь.
14
Слайд 15ХИНАЯНА И МАХАЯНА В СРАВНЕНИИ
15
ХИНАЯНА И МАХАЯНА В СРАВНЕНИИ
15
Слайд 16ЛАМАИЗМ
Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны, тибетского буддизма и
ЛАМАИЗМ
Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны, тибетского буддизма и
Вероучение представляет собой довольно примитивную космологию, в которой сильно выражены хитросплетения, сокровенный текст, магия. Обладает довольно обширным и разветвленным пантеоном богов. В качестве живого бога рассматривается Далай-Лама.
Широко распространено в Монголии, Непале, России (буряты, калмыки, тувинцы).
Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, которая произносится на тибетском языке. Широко распространена в ламаизме вера в талисманы.
Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах. Буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям.
16
Слайд 17БУДДИЗМ В РОССИИ
В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально
БУДДИЗМ В РОССИИ
В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально
В 1763 г. был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии. Д-Д. Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете.
Традиционный буддизм школы Гелуг распространен в 10 регионах России: Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакассии, Усть-Ордынском и Агинском национальных округах. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов. Председатель правления имеет титул «Бандидо-Хамбо-Лама». Его резиденция помещается в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Уде. Всего в России зарегистрировано более 60 буддийских общин.
В России открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы - светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры, основанный в 1992-93 гг. и относящийся к школе Нитирэна. В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью занимается общество китайского буддизма Свет Будды, с 1991 г. действует тибетский храм, посвященный божеству Калачакре.
17