Диего Веласкес. Сдача Бреды 1634–1635

Слайд 2

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634–1635. Музей Прадо, Мадрид

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634–1635. Музей Прадо, Мадрид

Слайд 3

Картина «Осада Бреды» предназначалась для украшения одного из главных залов нового королевского

Картина «Осада Бреды» предназначалась для украшения одного из главных залов нового королевского
дворца Буэн Ретиро, получившего название Salon de los Reinos (Зал королевств) (не сохранился). На его стенах размещались двенадцать масштабных полотен, прославляющих победы Испании в царствование Филиппа IV,
а также серия мифологических картин с изображением подвигов Геркулеса кисти Франсиско Сурбарана и пять конных портретов королевской семьи.

Дворец Буэн Ретиро. План. Гравюра. XVII в.

Слайд 4

Испанский король Филипп IV желал окончательно утвердить свою власть над мятежными Нидерландами.

Д.

Испанский король Филипп IV желал окончательно утвердить свою власть над мятежными Нидерландами.
Веласкес. Филипп IV на лошади. 1631–1636

М. ван Миревельт. Портрет Амброджо Спинолы (1569–1630). 1609

В 1624 г. главнокомандующий испанскими войсками в Нидерландах Амброджо Спинола по приказу короля осадил город-крепость Бреду, важнейший стратегический бастион Голландии.

Двенадцать месяцев провели испанцы у стен крепости, отражая атаки голландцев и страдая от эпидемий, неизбежных в этой болотистой местности.

Слайд 5

5 июня 1625 года голландский военачальник Юстин Нассау и его войско покинули

5 июня 1625 года голландский военачальник Юстин Нассау и его войско покинули
столь долго удерживаемый им город – Бреда сдалась.

Дж.А. ван Равестейн. Портрет Юстина Нассауского (1559–1631). 1609–1633

Слайд 6

На полотне запечатлен символический момент передачи ключей от города, встреча былых противников,

На полотне запечатлен символический момент передачи ключей от города, встреча былых противников,
что позволило художнику сосредоточиться на сложной гамме эмоций победителей и побежденных, невероятной смеси великодушия и высокомерия.

Ключ от Бреды является смысловым центром, связывая две части картины: голландскую армию слева и испанскую – справа. Композиция предельно проста и симметрична: фигуры Спинолы и Нассау в центре, войска по краям.

Сдача Бреды. Фрагмент

Слайд 7

Второе название картины – «Копья». Почти треть холста занята изображением длинных острых

Второе название картины – «Копья». Почти треть холста занята изображением длинных острых
копий, или пик, являвшихся на протяжении многих столетий символом военной силы Испании.

Сдача Бреды. Фрагмент

Солдат, пристально смотрящий на зрителя с правого края картины, очень похож на самого художника, так что многие исследователи склоняются к тому, что это автопортрет. На противоположной, голландской стороне холста, внимание привлекает молодой аркебузир, в котором узнают художника Алонсо Кано, приятеля Веласкеса.

Сдача Бреды. Фрагменты