Дизайн печатных изданий

Содержание

Слайд 2

Профессиональная лексика газетных дизайнеров: - разговорный характер, бытовая сниженность многих терминов -

Профессиональная лексика газетных дизайнеров: - разговорный характер, бытовая сниженность многих терминов -
технические термины - иноязычные термины - искусствоведческие термины - научные термины  

Особенности профессиональной лексики газетных дизайнеров

Слайд 3

Содержание газеты

Содержание газеты (журнала) для дизайнера представляет собой набор текстовых и иллюстрационных

Содержание газеты Содержание газеты (журнала) для дизайнера представляет собой набор текстовых и
материалов различной тематики, проблематики и жанров.
Основные параметры:
- актуальность
- оперативность
- направленность (позитивная или критическая)
- авторство (редакционный, агентский и др.)
- география и объем материалов.

Слайд 4

Форма газеты

Форма газеты – совместное произведение оформителей и типографов,
в котором целесообразно

Форма газеты Форма газеты – совместное произведение оформителей и типографов, в котором
выявлены содержание газеты и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения.
Формообразование – процесс создания формы, подразделяющийся на предпечатный, печатный и послепечатный этапы.

Слайд 5

Художественно-техническое оформление газеты

Художественно-техническое оформление газеты – это «система размещения публикаций и их

Художественно-техническое оформление газеты Художественно-техническое оформление газеты – это «система размещения публикаций и
заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов».
С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление – неслучайно его считают тонким инструментом комментария.

Слайд 6

Дизайн газеты

Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это

Дизайн газеты Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) –
художественное конструирование, художественно-проектная деятельность.
Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения
и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования
печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки.
Дизайн – это оптимальное оформление.

Слайд 7

«Лицо» газеты

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о

«Лицо» газеты «Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление
направлении (характере, политике) издания, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна данной газеты или журнала. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа.
«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.

Слайд 8

    Композиция – это построение номера и каждой из его страниц. Под

Композиция – это построение номера и каждой из его страниц. Под типом
типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты. Различаются: композиция газеты (номера), композиция полосы, композиция подборки, композиция материала, композиция заголовочного комплекса и др. Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа (орнамент газеты).


Композиция и графика

Слайд 9

    Верстка – технический процесс монтажа печатной формы; размещение конкретных материалов в

Верстка – технический процесс монтажа печатной формы; размещение конкретных материалов в номере
номере (макетирование). Верстка различается по: - конфигурации материалов (простая, ломаная) - направлению разверстки материалов (вертикальная, горизонтальная, смешанная) - по степени симметрии (симметричная, асимметричная) Наиболее современная верстка – простая (прямая, «брусковая»), смешанная, асимметричная.


Верстка газеты

Слайд 10

  Композиционно-графическая модель – модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания

Композиционно-графическая модель – модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и
и формы газеты: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. КГМ опирается на: «формулу» издания, типологическую концепцию графическую концепцию организационную концепцию (сетевой график и др.)


Композиционно-графическая
модель

Слайд 11

Стиль газеты
Стиль – явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы.
Уровни стиля газеты:

Стиль газеты Стиль – явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы. Уровни
- совокупность особенностей «лица» конкретной газеты
- специфическое оформление газеты на определенном этапе ее
развития
- совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа
- стиль определенной национальной школы газетного оформления

Слайд 12

Фирменный стиль
Фирменный стиль – это комплекс визуальных констант, включающий товарный знак, шрифт,

Фирменный стиль Фирменный стиль – это комплекс визуальных констант, включающий товарный знак,
«фирменную» цветовую гамму и др. и служащий для однозначной зрительной идентификации объекта.
В газетно-журнальном деле в качестве визуальных констант выступают логотип, основные текстовые и заголовочные шрифты, разделительные средства и др.

Слайд 13

Функции дизайна
Утилитарная (функция визуализации информации)
Идеологическая (функция комментирования)
Эстетическая (функция

Функции дизайна Утилитарная (функция визуализации информации) Идеологическая (функция комментирования) Эстетическая (функция распространения культуры) Рекреативная (функция релаксации)
распространения культуры)
Рекреативная (функция релаксации)

Слайд 14

Задачи дизайна
Основные задачи дизайна:
способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов
облегчить

Задачи дизайна Основные задачи дизайна: способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов
их восприятие
руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы)

Слайд 15

Формообразующие факторы
Внутренние (собственно газетно-журнальные) факторы
- типологический
- конкурентный
- эстетический
Внешние

Формообразующие факторы Внутренние (собственно газетно-журнальные) факторы - типологический - конкурентный - эстетический
факторы
- технологический
- рекламный
- международный
- национально-традиционный
- читательский
Субъективный фактор

Слайд 16

Типообразующие факторы

Типообразующие факторы

Слайд 17


Принципы дизайна

Подчинённость содержанию
Единство стиля (уместность)
Контрастность
Пропорциональность
Направленность
Экономность

Принципы дизайна Подчинённость содержанию Единство стиля (уместность) Контрастность Пропорциональность Направленность Экономность и сдержанность Экспериментальность
и сдержанность
Экспериментальность

Слайд 18

Системность – свойство, имманентно присущее дизайну как одному из видов проектной деятельности.

Системность – свойство, имманентно присущее дизайну как одному из видов проектной деятельности.
Без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных выше принципов, как «единство стиля», «целостность»…
Таким образом, системность – суперпринцип, обеспечивающий динамическое взаимодействие всех других принципов.

Системность как суперпринцип

Слайд 19

 
Контраст
Повтор
Выравнивание
Приближенность

Правила дизайна (по У. Робинс)

Контраст Повтор Выравнивание Приближенность Правила дизайна (по У. Робинс)

Слайд 20

Композиционно-графическое моделирование – обязательная составляющая работы дизайнеров
Визуализация
- Влияние журнального

Композиционно-графическое моделирование – обязательная составляющая работы дизайнеров Визуализация - Влияние журнального оформления
оформления («журнальные» приёмы)
- Влияние телевизионного и интернет-дизайна (инфографические решениях полос и разворотов, посвящённых конкретным проблемам)
- Увеличение площади, отдаваемой под иллюстрации
Изменение структуры и внешнего вида газет из-за наличия рекламных разделов

Современные тенденции
газетного дизайна