Слайд 2Причины
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной,
во время первой и второй мировых войн и между ними;
бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
Слайд 3А также
опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
усиление
жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
Слайд 4Философский подход
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в
целом;
разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
Слайд 5а также
проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у
него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
проблема бессмысленности жизни;
проблема внутреннего выбора;
проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.
Слайд 6Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855) датский философ
Основатель экзистенциализма
Слайд 7Главный вопрос
почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия,
материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку?
философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Слайд 8Основные понятия человеческого существования
неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со
всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Слайд 9Экзистенция
В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
эстетическую;
этическую;
религиозную.
Слайд 10Эстетическая стадия
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по
течению" и стремится только к удовольствию.
Слайд 11Этическая стадия
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь
им движет долг.
Слайд 12Религиозная стадия
На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до
такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека.
С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
Слайд 13Жан-Поль Сартр (1905 — 1980) французский философ
Проблема выбора.
Слайд 14«Для-себя-бытие»
Высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного
внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".
Слайд 15Свобода и выбор
Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).
Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.
Слайд 16Ответственность
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что
он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").
Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.
Слайд 17Альбер Камю (1913 — 1960) французский писатель и философ
Жизнь человека в сущности
бессмысленна.
Слайд 18О смысле жизни
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до
воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).
Слайд 19Доказательства абсурдности жизни
соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой
и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
Слайд 20Смысл жизни
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире
(успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.