Философия_как_способ_духовного_познания

Содержание

Слайд 2

План

1. Введение
2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии
3. Современные представления о взаимосвязи философии

План 1. Введение 2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии 3. Современные представления
и культуры
4. Анализ и обоснование философии как феномена культуры
5. Заключение

Слайд 3

Введение

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" -- т.

Введение Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" --
е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих

Слайд 4

Следует, однако, иметь в виду, что то явление, которое человечество стало обозначать

Следует, однако, иметь в виду, что то явление, которое человечество стало обозначать
понятием "культура", было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как у римлян появилось для этого данное слово. Древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда -- "техника"), не имея столь широкого обобщающего значения как латинское "культура", значило в принципе то же самое -- человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности.

Слайд 5

Эволюция взаимосвязи культуры и философии

На философском уровне размышления о сути культуры появляются

Эволюция взаимосвязи культуры и философии На философском уровне размышления о сути культуры
сравнительно поздно -- пожалуй, лишь в XVII--XVIII веках, в учениях С. Пуфендорфа (первым дал определение термина “культура”), Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера, И. Канта. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как "животное, делающее орудия", а история человечества -- как его саморазвитие благодаря предметной деятельности в самом широком спектре ее многоразличных форм -- от ремесла и речи до поэзии и игры.

Самуэль фон Пу́фендорф — немецкий юрист-международник, историк, философ, при жизни получивший международное признание.

Слайд 6

Общий аналитический дух, господствовавший в XIX в. в науке, приводил к тому,

Общий аналитический дух, господствовавший в XIX в. в науке, приводил к тому,
что культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях, отчего философия культуры распадалась на частные дисциплины.

Философия культуры

Этика

Эстетика

Философия языка

Философия религии

Гносеология

Аксиология

Антропология

Слайд 7

Попытка суммировать все сделанное культурологической мыслью, предпринятая А. Кребером и К. Клакхоном

Попытка суммировать все сделанное культурологической мыслью, предпринятая А. Кребером и К. Клакхоном
в 1952 г. в фундаментальном обобщающем исследовании "Культура", вылилась в простую группировку собранных ими 180 различных дефиниций (не считая определений русских мыслителей XIX--XX вв., описанных в приложении к этой книге); названия выделенных рубрик -- определения: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические" и "неполные" достаточно выразительно показывают, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения.

Алфред Луис Крёбер

Клайд К. Кла́кхон

Слайд 8

Современные представления о взаимосвязи философии и культуры

В 1983 г. в Торонто состоялся

Современные представления о взаимосвязи философии и культуры В 1983 г. в Торонто
XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме "Философия и культура". На ней был представлен широкий спектр подходов к культуре современных философов -- от теологического до марксистского, от рационалистического до эмотивистского от технологического до символического, от персоналистского до субстанцилистского, от креативистского до деструктивистского.

Слайд 9

 Работа конгресса показала, что и в наше время в мировой культурологической мысли

Работа конгресса показала, что и в наше время в мировой культурологической мысли
нет не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения, способные преодолеть этот методологический разнобой, "броуново движение" исследовательской мысли, господствующее в современной культурологии. Многозначность понятия "культура" вынуждены отмечать и авторы вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории культуры -- например, М. де Серто во Франции, К. Дженкс в Англии, П. Гуревич, Б. Ерасов, Л. Коган, Ю. Яковец в России.

Слайд 10

Анализ и обоснование философии как феномена культуры

Задача философии и состоит в преодолении

Анализ и обоснование философии как феномена культуры Задача философии и состоит в
узости, однобокости, частичности интерпретации культуры, свойственных частным наукам, в том, чтобы не поддаваться их влиянию, а самой проявлять инициативу и предлагать всем им такую теоретическую модель культуры, из коей каждая могла бы исходить в решении своих конкретных задач.

Слайд 11

Каким же способом философия как феномен культуры может достичь этой цели? Здесь

Каким же способом философия как феномен культуры может достичь этой цели? Здесь
имеется в виду нечто гораздо большее, чем "подход", -- особый способ мышления, который проявляется в наши дни и в научном познании, и в техническом творчестве, и в проектной деятельности, и в медицинской, и в управленческой, все шире и глубже проникая в общественное сознание; неудивительно, что он захватывает и сферу философского умозрения. Обретение системным мышлением парадигмального -- говоря языком Т. Куна -- масштаба объясняется тем, что во второй половине XX века во всех областях культуры приходится иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию, преобразованию, управлению, проектированию именно в своей целостности, не допуская привычного аналитического расчленения и оперирования каждой частью порознь, ибо система есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей.

То́мас Сэ́мюэл Ку́н – американский историк и философ науки

Имя файла: Философия_как_способ_духовного_познания.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 0