Содержание
- 2. ШРИ АУРОБИНДО (1872 – 1950 гг.) – выдающийся индийский мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин;
- 3. ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕДИНСТВА Работа пишется и публикуется в философском обозрении «Арья» с сентября 1915 по июль
- 4. Эволюция нации в настоящее время является наиболее важным направлением роста и развития для человечества, ибо для
- 5. ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Пока отношения между нациями остаются такими какие они есть, установить на земле супраментальную жизнь
- 6. ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Земля сейчас трудится над созданием одной большой, общей для всего человечества универсальной цивилизации, в
- 7. Кровное родство, общий язык или общая религия не составляют нации – это важные вехи и мощные
- 8. О НАЦИИ Под влиянием потребности в объединении, после множества неудачных попыток и кратковременных успехов, наконец, выкристаллизовалась
- 9. О НАЦИИ Итак, нации – это устойчивые психологические образования, создаваемые Природой по всей земле, в самых
- 10. О ДУШЕ НАЦИИ Именно подлинное единство, ощущение себя психологически единым целым порождает безотчётное чувство подсознательной необходимости,
- 11. О ДУШЕ НАЦИИ Главный смысл и цель жизни общества, объединения людей или нации — это стремление
- 12. О ДУШЕ НАЦИИ Общественная душа гораздо более сложна, поскольку ее физическое существо слагается из великого множества
- 13. О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В настоящее время самой главной насущной необходимостью психологической жизни человечества является возрастание
- 14. О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Человек должен научиться во всех своих мыслях и действиях ясно осознавать единую
- 15. О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Обитающее в человечестве божество, управляющее его судьбой, постепенно взрастило в уме и
- 16. КРУГЛЫЙ СТОЛ
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2ШРИ АУРОБИНДО (1872 – 1950 гг.)
– выдающийся индийский мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец,
ШРИ АУРОБИНДО (1872 – 1950 гг.)
– выдающийся индийский мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец,
– активный участник политической борьбы за независимость Индии, в первом десятилетии ХХ века выдвигает идеал полной независимости страны и формулирует конкретные методы его достижения;
– глубоко изучив культурное и духовное наследие Индии, даёт ключ к пониманию древних ведических текстов.
– самостоятельно достигает высочайших духовных реализаций и даёт новое понимание внутренней духовной работы как средства коренного преобразования человеческой природы, несущего полное преобразование жизни человека на земле;
– совместно с Матерью, Миррой Альфасса, своей духовной сподвижницей, разрабатывает теорию и практику интегральной йоги
Слайд 3ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕДИНСТВА
Работа пишется и публикуется в философском обозрении «Арья» с сентября
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕДИНСТВА
Работа пишется и публикуется в философском обозрении «Арья» с сентября
1919 г. – впервые издана в виде книги
1950 г. – второе издание, дополнено заключительной главой
Ключевые идеи:
- неизбежность объединения жизни человечества под влиянием неумолимых сил Природы;
- необходимость сохранения и полного развития в условиях объединения принципа индивидуальной и коллективной свободы;
- недостаточность формального объединения без создания и укрепления общечеловеческой духовной основы
Слайд 4Эволюция нации в настоящее время является наиболее важным направлением роста и развития
Эволюция нации в настоящее время является наиболее важным направлением роста и развития
Шри Ауробиндо, «О самопожертвовании», 1909 г.
ТЕМА НАЦИИ В РАБОТАХ ШРИ АУРОБИНДО
Семья, нация, человечество – вот три шага Вишну от обособленного существования к коллективному единству. Первый шаг уже сделан, а сейчас мы стремимся достичь совершенства второго шага и уже устремляемся навстречу третьему, закладывая фундамент для новой работы.
Шри Ауробиндо, Мысли и афоризмы
Рай не может существовать, а если бы и был создан, то не смог бы существоть долго, пока не побеждено то, что порождает грех и ад. Возможно мы не увидим рая на земле, но если ему суждено когда-либо здесь появиться, то установится он не тогда, когда все люди будут ощущать себя братьями, ибо братья ссорятся и ненавидят друг друга порой сильнее, чем друзья или незнакомые люди. Рай сможет установиться только тогда, когда человечество осознает себя проявлением единого Духа, когда оно осознает себя тождественным всему проявленному бытию.
Шри Ауробиндо. Иша Упанишада
Слайд 5ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Пока отношения между нациями остаются такими какие они есть, установить на
ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Пока отношения между нациями остаются такими какие они есть, установить на
Мать, Вопросы и Ответы
Перестаньте думать, что вы – человек Запада, а другие – люди Востока. Все люди едины в своём божественном истоке и их предназначение состоит в том, чтобы проявить на земле то единство, которым они обладают в своём истоке.
Мать
Для осуществления своего предназначения человечество должно прийти к сознательной организации совместной жизни. Процветание на этом пути возможно только если оно научится выстраивать правильные отношения с составляющими его элементами – индивидуумами и сообществами того или иного типа.
Можно предположить, что замысел или конечная цель Природы состоит в развитии всей полноты возможностей индивидуума и всех индивидуумов, в развитии полноты выражения сообществом и всеми сообществами разнообразия и многогранного потенциала жизни, проявляемого через их различия, а также в постепенном объединении жизни человечества и раскрытии её общего потенциала, но не за счёт ограничения жизни индивидуума либо того или иного сообщества, а за счёт максимально полного использования преимуществ их многообразия. Это представляется наиболее разумным способом пополнять сокровищницу общечеловеческих достояний, доступных для всеобщего пользования. Таким образом, для совместного продвижения человечества вперёд в основу отношений между отдельными индивидуумами, индивидуумом и обществом, отдельными сообществами, между отдельным сообществом и человечеством в целом, между общей жизнью, общим сознанием человечества и образующими его свободно развивающимися сообществами и индивидуумами должен быть положен общий принцип взаимообмена и взаимообогащения.
Шри Ауробиндо, Идеал человеческого единства
Слайд 6ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Земля сейчас трудится над созданием одной большой, общей для всего человечества
ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Земля сейчас трудится над созданием одной большой, общей для всего человечества
В процессе достижения этой цели неизбежно разгорится борьба за выживание. Самыми жизнеспособными в ней окажутся те элементы, которые будут наиболее полезны в решении задач, поставленных Природой перед человечеством – не только текущих, но вновь обретающих актуальность прошлых и ещё только намечающихся будущих задач. Также сохранится всё то, что будет наилучшим образом способствовать освобождению, объединению и взаимоприспособлению, наилучшим образом служить великой Матери в осуществлении её тайного и многотрудного замысла. Применение же в этой борьбе военной силы или политического давления к особому успеху не приведёт.
Шри Ауробиндо, Идеал человеческого единства
Семья, община, родовой союз или племя, класс, город-государство или племенной союз, нация, империя являются этапами медленного становления человеческой культуры. Создание постоянно укрупняющихся и усложняющихся сообществ предоставляет человеку возможнось учиться и постепенно накапливать опыт, с тем чтобы в конечном итоге дорасти до осознания человеческой всеобщности.
C преодолением разобщённости, различия между сообществами не стираются, ибо в их основе лежит важнейший принцип Природы – многообразие в единстве.
Целью, к которой Природа неотвратимо стремится, является совершенство, понимаемое всегда в относительном смысле, как непрерывно развивающееся совершенство человека, сообщества, в котором он живёт, и в конечном итоге – всего человечества.
Слайд 7Кровное родство, общий язык или общая религия не составляют нации – это
Кровное родство, общий язык или общая религия не составляют нации – это
Шри Ауробиндо, Мысли и Афоризмы
При создании человеческих сообществ Природа, в целом, следует тому же закону, что и при создании физических образований. Сначала она формирует природное тело, затем объединяет его элементы общей жизнью и общими жизненными интересами и, наконец, развивает сознательный ум либо чувство целостности, а также управляющий центр, благодаря которому эта ощущающая свою обособленность и самодостаточность общность способна осознавать себя и совершать действия.
О НАЦИИ
Процесс образования нации вызван растущей внутренней потребностью и усиливающимся осознанием внутренней необходимости в объединении... На практике он осуществляется при помощи политических, экономических и социальных сил, средств и структур. Он начинается с создания сообщества свободного типа из собранных вместе разнородных элементов. Это сообщество проходит через период жёсткой принудительной централизации, во время которого развивается и укрепляется сознательное национальное эго, формируется его управляющий центр и органы, обеспечивающие его жизнедеятельность. На завершающей стадии возникает обособленное устойчивое сообщество, ощущающее своё внутреннее единство, способное успешно противостоять давлению извне, предоставляющее гражданские свободы, возможность активного участия в национальной жизни и всё более равноправный доступ к общественным благам. Объединение человечества, вероятно, будет осуществляться примерно таким же образом и с помощью тех же средств и методов, что и создание нации.
Слайд 8О НАЦИИ
Под влиянием потребности в объединении, после множества неудачных попыток и кратковременных
О НАЦИИ
Под влиянием потребности в объединении, после множества неудачных попыток и кратковременных
На данном этапе развития человечества нация является живой самостоятельной коллективной единицей общечеловеческого сообщества, … самым крупным типом устойчивых человеческих сообществ, созданных Природой.
Нация создаётся и существует с определённой целью: она представляет собой ту форму крупного человеческого сообщества, внутри которой не только отдельные классы и индивидуумы, но весь народ получает возможность полноценного саморазвития.
Понятие «нация» по-прежнему во многом несёт в себе идею этнического родства, но само это представление иллюзорно, поскольку скрывает исторический факт слияния множества этносов и подлинную роль исторических и географических связей в этом процессе. Нация складывается отчасти благодаря этим связям, отчасти благодаря другим, усиливающим их – таким как общность интересов, общность языка, общность культуры, и все они в сочетании приводят к формированию психологической общности, психологического единства, которое находит своё выражение в идее нации. Но идея нации не всегда тождественна идее Государства…
Слайд 9О НАЦИИ
Итак, нации – это устойчивые психологические образования, создаваемые Природой по всей
О НАЦИИ
Итак, нации – это устойчивые психологические образования, создаваемые Природой по всей
Слайд 10О ДУШЕ НАЦИИ
Именно подлинное единство, ощущение себя психологически единым целым порождает безотчётное
О ДУШЕ НАЦИИ
Именно подлинное единство, ощущение себя психологически единым целым порождает безотчётное
На примере Индии мы видим, что для того, чтобы психологическое единство – определяющая характеристика любой нации – обрело своё совершенное внешнее выражение в форме политического единства, потребовалось более двух тысяч лет, и процесс этот ещё не окончен. Но поскольку сущностное единство нации было уже достигнуто, то даже самые невероятные трудности… не смогли противостоять упрямой подсознательной потребности. Это пример, показывающий действие общего закона. И Франции, и Германии и современной Италии на формирование нации и достижение прочного национального единства также потребовалось от тысячи до двух с лишним тысяч лет.
У наций есть своего рода коллективное «я», сохраняющееся вопреки любым жизненным потрясениям. Но это национальное эго не обладает ни независимым существованием, ни бессмертием; оно отождествляет себя с определёнными вещами, которые составляют его опору: географическое тело нации, страна; общие интересы всех её жителей (выживание, благополучие, прогресс, свобода); единое название, культура, чувство принадлежности к одному народу. Но требуется ещё одно существенное условие: Должно присутствовать своего рода поклонение стране, признание не только святости земли – физического тела родины-матери, но также почитание, пусть и не вполне осознанное, нации как коллективной души. Священным долгом каждого гражданина является оберегание этой души, защита её от притеснения и поругания; ... в том случае, если её поражает смертельный духовный недуг, ему следует неутомимо трудиться ради её исцеления и возрождения.
Слайд 11О ДУШЕ НАЦИИ
Главный смысл и цель жизни общества, объединения людей или нации
О ДУШЕ НАЦИИ
Главный смысл и цель жизни общества, объединения людей или нации
Слайд 12О ДУШЕ НАЦИИ
Общественная душа гораздо более сложна, поскольку ее физическое существо слагается
О ДУШЕ НАЦИИ
Общественная душа гораздо более сложна, поскольку ее физическое существо слагается
Объективный характер самосознания общественной души очень ярко проявляется в привычном эмоциональном представлении о нации, которое сосредотачивается на самом внешнем и материальном ее признаке — географическом — и выражается в любви к земле, где мы живем, земле наших предков, земле нашего рождения, родине. Когда мы приходим к пониманию, что страна — это только оболочка тела (хотя и очень живая оболочка, оказывающая влияние на всю нацию), когда мы начинаем чувствовать, что истинным телом являются люди, составляющие нацию как целое, и это тело вечно меняется, но всегда остается одним и тем же, подобно телу отдельного человека, — тогда мы уже находимся на пути к подлинно субъективному общественному сознанию. Ибо тогда у нас есть возможность осознать, что даже физическое существование общества есть некий субъективный процесс, а не просто объективная данность. По своей внутренней сути это великая объединенная душа, живущая жизнью души — со всеми открывающимися перед ней возможностями и опасностями.
Слайд 13О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В настоящее время самой главной насущной необходимостью психологической жизни
О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В настоящее время самой главной насущной необходимостью психологической жизни
Ибо конечная цель состоит в создании общемировой культуры, внутри которой культуры отдельных наций не будут слиты и растворены в других культурах, отличных по своему характеру или построенных на иных принципах, а получат полноценное развитие, благодаря, в том числе, взаимодействию и взаимообогащению культур. Таким образом, все они, оставаясь самими собой и взаимодействуя друг с другом, будут служить одной общей цели и идее человеческого совершенствования.
Укрепление идеи о едином человечестве, уже оказывающей влияние на наши умы и даже, с недавнего времени, весьма в незначительной степени – на наши действия, является насущнейшей и одновременно сложнейшей задачей: необходимо помочь ей превратиться из идеи, пусть даже обладающей достаточной силой, в нечто большее – в главную движущую силу нашей природы и её неотъемлемую часть. Служение ей должно стать такой же потребностью нашего психологического существа, как и служение идеям семьи и нации, и точно так же требовать своего удовлетворения.
Слайд 14О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Человек должен научиться во всех своих мыслях и действиях
О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Человек должен научиться во всех своих мыслях и действиях
Однако идея единого человечества должна сначала не только прочно укорениться в умах людей, но и прорасти в их сердцах, чувствах, стать естественной частью их миропонимания и мышления. До тех пор, пока этого не произойдёт, любые прогрессивные изменения будут затрагивать, скорее, внешнюю, а не внутреннюю, сущностную сторону проблемы и способствовать не столько непосредственному, всеобъемлющему и полному воплощению идеала, сколько его использованию в сомнительных эгоистических целях. До тех пор, пока сердце человека не готово, положение в мире не может значительным образом измениться. Изменения могут быть произведены с помощью силы – физической или силы обстоятельств, – а это означает, что настоящую работу придётся начинать с нуля: может быть выстроена внешняя форма, внешняя опора единства, но для того, чтобы это искусственно созданное тело стало живым, внутри него должна ещё взрасти душа.
Слайд 15О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Обитающее в человечестве божество, управляющее его судьбой, постепенно взрастило
О ВАЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Обитающее в человечестве божество, управляющее его судьбой, постепенно взрастило
Ответ на вопрос, поставленный Природой, должно дать современное или, в крайнем случае, следующее поколение. Ибо если в скором времени не будет найдено успешного практического решения проблемы объединения человечества, это откроет путь для целой череды всё более масштабных катастроф, способных породить слишком затяжной губительный хаос, так что решить её станет крайне сложно либо вообще невозможно, что в конечном итоге может даже привести к необратимому разрушению не только существующей мировой цивилизации, но и цивилизации как таковой.
Выдвинутый нами тезис о стремлении Природы к укрупнению человеческих сообществ с целью создать самое крупное из всех возможных – союз народов земли – остаётся в силе. Будущее человечества требует развития именно в этом направлении… ибо в противном случае человечество обречено на уничтожение.
Подборка материалов и перевод – Вера Липень-Джоши,
Ауровиль, 2021 [email protected]
Слайд 16КРУГЛЫЙ СТОЛ
КРУГЛЫЙ СТОЛ