Иконография Богоматери

Содержание

Слайд 2

Внешний вид Богородицы известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста,

Внешний вид Богородицы известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха
монаха Епифания.
Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах.

Слайд 3

Первые иконы
Божией Матери
предание приписывает
евангелисту Луке.

Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке.

Слайд 5

Иконография Богоматери

А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса

Иконография Богоматери А. Одигитрия Б. Елеуса В. Оранта Г. Агиосоритисса

Слайд 6

А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г. Агиосоритисса -

А. Одигитрия - Путеводительница Б. Елеуса - Умиление В. Оранта - Молительница
Заступница

А

Б

В

Г

Слайд 7

А. Одиги́трия
(греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь),
Путеводи́тельница —
один из наиболее распространённых

А. Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее

типов изображения Богоматери с
младенцем Иисусом, по преданию,
написанная евангелистом Лукой.

Богородица с младенцем Христом
Энкаустика
500-550
Икона привезена с Синая в Россию архимандритом Порфирием Успенским (1804-1885).
Сейчас в находится в
Киевском музее Западного и Восточного искусства.

Слайд 8

Одигитрия
Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой он
благословляет, а левой —

Одигитрия Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой
держит
свиток, реже — книгу, что
соответствует иконографическому
типу Христа Пантократора.
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны и
сокращенные оплечные
варианты (Казанская) или
изображения в рост.
Отличием от довольно близкого
типа Елеусы служит взаимное
отношение матери и сына: икона
выражает уже не безграничную
любовь, здесь центром композиции
является Христос, обращённый к
предстоящему зрителю,
Богородица же, также
изображённая фронтально (или с
небольшим наклоном головы),
указывает рукой на Иисуса.

Слайд 9

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона)
была выполнена евангелистом Лукой, привезена

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была выполнена евангелистом Лукой, привезена
из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название).
Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу.
Этот тип богородичных икон получил
необычайно широкое
распространение во всем
христианском мире, а особенно в
Византии и в России.

Слайд 10

Казанская икона
Богородицы – сокращенный
оплечный вариант Одигитрии.

Казанская икона Богородицы – сокращенный оплечный вариант Одигитрии.

Слайд 11

Богородица на троне
или Панахра́нта
(греч. Πανάχραντα —
Всенепорочная, Пречистая),
Всемилостивая, Всецарица

Богородица на троне или Панахра́нта (греч. Πανάχραντα — Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица

один из иконографических типов
изображения Богородицы, близкий
к типу Одигитрия. Этому типу
характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях.
Трон символизирует царственное
величие Божией Матери.
Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.

Слайд 14

Иконография Богоматери

А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса

Иконография Богоматери А. Одигитрия Б. Елеуса В. Оранта Г. Агиосоритисса

Слайд 15

А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г. Агиосоритисса -

А. Одигитрия - Путеводительница Б. Елеуса - Умиление В. Оранта - Молительница
Заступница

А

Б

В

Г

Слайд 16

Одигитрия (Путеводительница)

Елеуса (Умиление)

Одигитрия (Путеводительница) Елеуса (Умиление)

Слайд 17

Б. Елеу́са, Умиление
(греч. Ελεούσα — милостивая,
Милующая), — один из основных типов

Б. Елеу́са, Умиление (греч. Ελεούσα — милостивая, Милующая), — один из основных
изображения Божией Матери в
русской иконописи.
Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и
прижимающимся щекой к Её щеке.
На иконах Богородицы Елеусы
между Марией (символом и идеалом
рода человеческого) и Богом-Сыном
нет расстояния, их любовь
безгранична. Икона прообразует
крестную жертву Христа Спасителя
как высшее выражение любви Бога
к людям.
В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.

Слайд 18

Владимирская икона Божей Матери
1100-1125 Византийский мастер

Владимирская икона Божей Матери 1100-1125 Византийский мастер

Слайд 20

К сокращённому, оплечному
варианту Елеусы (в большинстве
случаев изображение Богородицы
поясное) относятся

К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Игоревская и Корсунская икона.
Игоревская и Корсунская икона.

Слайд 21

Толгская икона Божией Матери
относится к иконописному типу
Елеуса.
Дева Мария на

Толгская икона Божией Матери относится к иконописному типу Елеуса. Дева Мария на
ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками.

Слайд 22

Разновидностью икон Богородицы
Елеусы считают иконографический
тип «Взыграние Младенца»,
особенностью которого является

Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является

касание ручкой Младенца лика
Богородицы. К данному типу
относятся такие иконы, как:
Киккская (Киккотисса) или
Яхромская.

Слайд 23

Иконография Богоматери

А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса

Иконография Богоматери А. Одигитрия Б. Елеуса В. Оранта Г. Агиосоритисса

Слайд 24

А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г. Агиосоритисса -

А. Одигитрия - Путеводительница Б. Елеуса - Умиление В. Оранта - Молительница
Заступница

А

Б

В

Г

Слайд 25

В. Оранта (Молительница)
(от лат. orans — молящийся) —
один из основных типов

В. Оранта (Молительница) (от лат. orans — молящийся) — один из основных
изображения
Богоматери, представляющий Её с
поднятыми и раскинутыми в стороны
руками, раскрытыми ладонями наружу,
то есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна
с библейских (ветхозаветных) времён.
Первые изображение Богородицы
Оранты (без Младенца) встречаются
уже в римских катакомбах.

Слайд 26

Оранта
(от лат. orans — молящийся) —
один из основных типов изображения
Богоматери,

Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения
представляющий Её с
поднятыми и раскинутыми в стороны
руками, раскрытыми ладонями наружу,
то есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна
с библейских (ветхозаветных) времён.
Первые изображение Богородицы
Оранты (без Младенца) встречаются
уже в римских катакомбах.

Слайд 29

В византийском и древнерусском
искусстве был популярен образ
Богородицы Оранты с Младенцем

В византийском и древнерусском искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем

Христом.
Обычно Христос изображается в
круглом медальоне, либо чуть
видимо (полупрозрачно) на уровне
груди Матери.
В русской традиции
данный тип иконографии получил
особое именование — «Зна́мение».
Основной смысл икон «Знамение»
переместился с посреднической
заступнической молитвы Богоматери
Оранты к Боговоплощению Христа.
Знамение — это, в определённом
смысле, образ Благовещения и
предзнаменование Рождества и
следующих за ним евангельских
событий вплоть до Второго Пришествия.

Слайд 30

На иконах в иконографии Знамения
Богородица может изображаться
в полный рост, как,

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как,
к примеру,
на Ярославской Оранте
(Великой Панагии — от греч. Παναγία
— Всесвятая), либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Слайд 32

Развитием иконографии Знамения
стали композиции таких икон, как
Неупиваемая Чаша

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша

Слайд 33

Иконография Богоматери

А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса

Иконография Богоматери А. Одигитрия Б. Елеуса В. Оранта Г. Агиосоритисса

Слайд 34

А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г. Агиосоритисса -

А. Одигитрия - Путеводительница Б. Елеуса - Умиление В. Оранта - Молительница
Заступница

А

Б

В

Г

Слайд 35

Г. Агиосорити́сса
(Заступница)

Г. Агиосорити́сса (Заступница)

Слайд 36

Г. Агиосорити́сса (Заступница)
(греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит
от названия часовни греч.
Ἁγία

Г. Агиосорити́сса (Заступница) (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία
Σορός (Агиа Сорос — св. Раки)
при Халкопратийском храме
Богородицы в Константинополе),
Святорачица, Халкопратийская —
один из типов изображения
Богородицы без Младенца, обычно
в повороте три-четверти с
молитвенным жестом рук.
Получил широкое распространение
в византийском искусстве XII—XV вв.
Иконографически восходит к
деисусной композиции, где Богородица
обращается к Христу с молением
(греч. деисис) за род человеческий,
отсюда ещё одно именование —
Заступница. Изображения Божией
Матери из деисуса исследователи
также относят к типу Агиосоритисса.

Слайд 37

Деисус
(Моление Христу)

Икона или группа икон, имеющая в
центре Христа Пантократора, а

Деисус (Моление Христу) Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора,
справа
и слева от него соответственно —
Богоматери и Иоанна Крестителя,
представленных в традиционных жесте
молитвенного заступничества.
Может включать в себя аналогичные
изображения апостолов, св. отцов,
св. мучеников и пр.

Слайд 38

Агиосоритисса восходит к
деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением

Агиосоритисса восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением

(греч. деисис) за род человеческий,
отсюда ещё одно именование —
Заступница. Изображения Божией
Матери из деисуса исследователи
также относят к типу Агиосоритисса.

Слайд 41

А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г. Агиосоритисса -

А. Одигитрия - Путеводительница Б. Елеуса - Умиление В. Оранта - Молительница
Заступница

А

Б

В

Г

Слайд 42

Умягчение злых сердец или
Симеоново проречение — икона Богородицы, на которой символическими

Умягчение злых сердец или Симеоново проречение — икона Богородицы, на которой символическими
знаками изображено пророчество св Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: И благословил их Симеон и сказал
Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет
душу, — да откроются помышления
многих сердец. (Лк. 2:34-35)
На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу.
Существуют и поясные изображения Богородицы.
Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её
земной жизни.
Иногда образ пополняется изображением на
коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Слайд 43

Троеручица относится к типу Одигитрии.
В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери,

Троеручица относится к типу Одигитрии. В нижней части иконы, под правой рукой
изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку
как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.
Возникновение этой особой иконографии связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица»

Слайд 44

«О Тебе радуется» —
богородичен седален восьмого
гласа в воскресенье на утрени,

«О Тебе радуется» — богородичен седален восьмого гласа в воскресенье на утрени,

по второй кафизме.
Текст написан святым
Иоанном Дамаскиным в честь
Богоматери.

Слайд 45

«Всех Скорбящих Радость»
— наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной.

«Всех Скорбящих Радость» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви
Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Имя файла: Иконография-Богоматери.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0