Слайд 3В этот период развиваются естественные науки, которые для становления специальной педагогики стали
основополагающими. Была начата разработка физиологии органа слуха. Открылись первые клиники ушных заболеваний и появились первые «слуховые аппараты» - рожки. Развитию обучения глухих детей словесной речи как родному языку способствовало то обстоятельство, что языкознание обогатилось фонетикой и описаниями артикуляций европейских языков. Первым представителем обшей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушениями развития, стал Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — выдающийся чешский ученый XVII в., основоположник христианской педагогики и педагогики как науки.
Слайд 4В своих педагогических трудах он указывал на необходимость учить детей с теми
или иными отклонениям в развитии. Я.А.Коменский утверждал, что образование необходимо для всех. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять по отношению к слабоумным.
Для всех западных общественных систем, по крайней мере, до XVI в. было характерно общественное сознание, базировавшееся на религиозном мировоззрении. Церковь заботило, как спасти души глухих людей путем приобщения их к христианской вере, несмотря на то что их уши закрыты для божественного гласа и учения церкви.
Слайд 5По отношению к слепым такая проблема отсутствовала. Значительную роль играл и социальный
заказ на обучение глухих, исходивший от состоятельных семей в странах. Стремление состоятельных граждан преодолеть правовой барьер, отделявший их из-за отсутствия речи от дееспособных, чтобы распоряжаться собственным имуществом, часто совпадало с интересами священнослужителей, и с научными интересами исследователей.
Слайд 6Преобладало научное внимании к глухим, ученым XVII в. необходимо было доказать, что
они вопреки препятствиям к общению, имеют полноценный разум и способны научиться и говорить благодаря искусственной постановке звуков, и понимать речь, как и другие люди. В отношении слепых подобные вопросы не возникали, несмотря на определенные ограничения в коммуникации и социальную дискриминацию беднейших из них. Для науки и образования того времени главной проблемой применительно к глухим был поиск средств для их общения с остальными людьми, и в первую очередь с представителями церкви, средств, доказывающих их принадлежность к человеческому сообществу. В обучении слепых проблема поиска состояла в другом — в нахождении методов обучения письменному общению, которым в то время владели немногие.
Слайд 7 Французская буржуазная революция 1789—1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение. В
законодательные органы революционной Франции были представлены для рассмотрения проекты организации народного образования. Этими проектами предусматривалось введение общего обязательного образования, отделение школы от церкви, воспитание детей в духе республиканского патриотизма. заложенные в них идеи имели большое влияние на развитие демократической педагогики во многих странах мира. Эпоха Просвещения — это время интенсивного развития частных наук. Значительные успехи были достигнуты в области физиологии и психологии, что дало возможность четко определить значение органов чувств в познавательной деятельности человека.
Слайд 8Педагогическая мысль этого времени стремилась сделать личность свободной путем обновления внутреннего мира
и духовной природы человека на основе его воспитания и образования. Представители эпохи Просвещения, несмотря на идейные различия, сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали педагогические подходы, пронизанные убеждением в необходимости приблизить школу и педагогику к реальным жизненным условиям. Признавая решающую роль воспитания в становлении и развитии личности, французские просветители настаивали на расширении общественного образования, объявляли его главным приоритетом социально-экономического прогресса. Остро ставились вопросы демократизации школы.
Слайд 9 Дени Дидро (1713—1784), в частности, отстаивал принцип доступности общего образования, считая,
что прекрасные задатки свойственны представителям всех сословий, признавал «природные различия детей» и рекомендовал учителям учитывать индивидуальные особенности воспитанников в своей педагогической деятельности. В 1749 г. он опубликовал известное «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым» где выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств (осязание, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому "открыть двери", через которые он познает окружающий мир.
Слайд 11Во второй работе Д.Дидро развил мысль о том, что общение глухонемых с
окружающими вполне возможно. Для этого следует с детства учить их единообразному способу коммуникации. Исходя из материалистических идей, Дидро считал первостепенным развитие природных задатков и способностей неслышащих в ходе специального обучения и воспитания. Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) разработал на рубеже XVIII—XIX вв. теорию элементарного образования, которая предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание.
Слайд 12И. Г. Песталоцци высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для
них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома, называл и некоторые педагогические принципы работы с «тупоумными» - посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом.
Слайд 14Оценивая роль речи в общем развитии человека и в совершенствовании его познавательных
способностей, И.Г.Песталоцци высказал оригинальные мысли о последовательности развития речи у ребенка раннего возраста, о роли слухового восприятия и «опознания звуков» (фонематического слуха) в формировании звучащей речи, о средствах развития слухового восприятия, раскрыл закономерности в овладении ребенком речью, показал значение сенсорного воспитания и роль окружающей речевой среды в становлении детской речи.
Слайд 15 Педагогические идеи энциклопедистов-просветителей Западной Европы подготовили прочную базу для дальнейшего изучения
особенностей развития речи в норме и при нарушениях сенсорного и интеллектуального развития, создали предпосылки для накопления и систематизации педагогических знаний о речевых расстройствах и методах их преодоления.
Педагогика этого периода установила определенную дистанцию по отношению к детям с отклонениями в развитии, парадоксальным образом создав предпосылки для развития самостоятельной отрасли — специальной педагогики.
Слайд 16Эпоха французских энциклопедистов оказала решающее влияние на формирование педагогических систем в обучении
глухонемых — появились «мимический метод» и «чистый устный метод». Основоположником системы мимического метода был представитель эпохи Просвещения — Шарль Мишель де Л'Эпе (1712 —1789). Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах.
Слайд 18Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил
Гейнике (1727 — 1790). К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Гейнике открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых — Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Организуя обучение своих воспитанников, он исходил из следующих положений: дефект слуха не может компенсироваться зрением, т.е. языком жестов; абсолютные идеи не доступны уму глухонемого на основе письма и методических знаков: знаки и слова, изученные по системе Ш. М. де Л'Эпе, быстро забываются.
Слайд 20Главную задачу Гейнике видел в том, чтобы научить неслышаших родной устной речи.
Он исходил из качественной идентичности развития речи у глухого и слышащего ребенка, ставя на первое место устную речь и только после нее — письменную. Система «чистый устный метод» благодаря изменениям, внесенным последователями С. Гейнике, на многие годы определила характер обучения глухонемых детей в Германии и ряде других стран и в конце XIX в. оказалась самой популярной дидактической системой. Преобразователями устного метода стали такие выдающиеся сурдопедагоги, как Ф. М.Гилль, И.Фаттер и другие.
Слайд 23Во второй половине XVIII в. сложились благоприятные социально-экономические, идеологические и научно-педагогические предпосылки
для создания дидактической системы обучения людей, имеющих нарушения зрения. Зарождение науки о методах обучения слепых и начало практики их обучения в специальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого французского тифлопедагога Валентина Гаюи (1745— 1822).
Слайд 25 В. Гаюи пришел к выводу о возможности обучения слепых письму, чтению
и другим общеобразовательным предметам. Проведенный им опыт индивидуального обучения слепого в 1784 г. стал отправной точкой для формирования научно обоснованной системы обучения слепых, что послужило важным шагом к открытию в 1786 г. первого учебного заведения такой направленности — Парижского института слепых.
Слайд 26Основные задачи своего метода В. Гаюи видел в следующем: предоставить «несчастным» возможность
учиться и быть занятыми; избавить их от праздности, усвоения «худых» привычек, нищенства; научить собственным трудом добывать средства для существования. В соответствии с этим в Парижском институте воспитанникам давали общеобразовательные знания и ремесленную подготовку, которая в дальнейшем служила важным средством их личностного развития. Главное внимание при обучении незрячих детей было обращено на чтение, письмо и арифметику, в программу были включены элементы географии, ремесло и музыка, в программу были включены элементы географии.
Слайд 27Ведущим средством обучения, по мнению В. Гаюи, служила устная речь, которая была
ориентирована на возможности сохранного анализатора — на слух учащихся. При письме и чтении использовался латинский рельефный шрифт. Педагогическая и общественная деятельность В. Гаюи — основоположника системы образования слепых детей — оказала заметное влияние на весь ход дальнейшего развития тифлопедагогики в странах Западной Европы и в России. Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для детей с сенсорными нарушениями, приобрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки и России.
Слайд 28Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для
детей с сенсорными нарушениями, обрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки. Так, после посещения австрийским императором Иосифом II школы де Л'Эпе (1777) в Вене в 1779 г. была открыта школа для глухих детей. Оттуда идея создания школ для обучения глухих перешла в Баварию (Германия); еще ранее, с 1778 г., в Лейпциге функционировали две школы — для слепых и глухих (С. Гейнике). На рубеже XVIII и XIX вв. такие школы открываются во многих странах: в Англии, Ирландии, России, Швеции, Португалии, Испании.
Слайд 29В частности, первые школы для слепых появились: в Англии — Ливерпуль (1791),
Лондон (1791 и 1793), Бристоль (1793); в Шотландии — Эдинбург (1792); в Ирландии — Дублин (1799); в Австрии — Вена (1804); в Польше — Варшава (1805); в Германии — Берлин (1806); в Чехии — Прага (1807); в Голландии — Амстердам (1808); в Швейцарии — Цюрих (1809); в Дании — Копенгаген (1811); в России — Санкт-Петербург (1807).
В 1817 г. ученик аббата де Л'Эпе Лоран Кларк открыл школу для глухих детей в США (в Хартфорде); затем (1831) появилась школа для слепых в Бостоне (Самюэль Гридли Хоув). Вскоре были созданы также школы в Нью-Йорке и Филадельфии.
Слайд 30Социальные потрясения в Европе второй половины XVIII в., связанные, прежде всего, с
Французской буржуазной революцией, оказали влияние на формирование гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями. Согласно декрету Законодательного Национального собрания Франции (1781) Парижский национальный институт для глухих и Парижский национальный институт для слепых были переведены на государственное материальное обеспечение.
Слайд 31В 1793 г. Конвент объявил в Декларации прав человека о том, что
священным долгом общества является постоянная помощь своим несчастным соотечественникам — обеспечение занятостью тех, кто способен трудиться, общественным содержанием тех, кто не в силах работать. Это относилось ко всем душевнобольным, к которым причисляли и умственно отсталых детей.
Слайд 32
Реорганизацией содержания и лечения психически больных эпоха Просвещения была обязана французскому психиатру
Филиппу Пинелю (1745— 1826), который впервые снял цепи с душевнобольных в лечебницах Бисетре (1792) и Сальпетриере (1793) и определил основные направления изучения психических болезней. Психически больные люди наконец-то обрели некоторые человеческие и гражданские права. На основании наблюдений за своими пациентами Пинель разработал классификацию душевных болезней, в соответствии с которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов.
Слайд 33Придерживаясь принятого в психиатрии взгляда, согласно которому «идиотия» — одна из форм
безумия, Ф. Пинель дал этому понятию расширительное толкование и выделил четыре ее вида. Из классификации Ф. Пинеля также следует, что он различал две клинические формы слабоумия — врожденную и приобретенную. Его работа «Описание психических болезней» стала первым систематическим описанием психических заболеваний.
Медицинскую линию в изучении природы и сущности слабоумия в XIX в. продолжил ученик и последователь Ф. Пинеля Ж. Эскироль, который ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость».
Слайд 34Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, приняв в качестве ведущего показателя
состояние речи слабоумных. Благодаря исследованиям Ф. Пинеля слабоумие стало самостоятельным предметом изучения в психиатрии, а затем и в психолого-педагогической сфере.
Однако многие историографы лечебной педагогики утверждают, что начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями было положено еще на рубеже XVIII —XIX вв. известным французским психиатром французским психиатром Жаном Марком Гаспаром Итаром (1774— 1838), который осуществил попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («авейронского дикаря»).
Слайд 35Опыт Ж. Итара оказал позитивное влияние как на развитие практических методов работы
с умственно отсталыми детьми, так и на теоретические исследования в этой области. Он «был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, которые создавались в первой половине XIX в.».
Ж. Итар известен также как школьный врач, проводивший регулярные занятия по развитию остаточного слуха у глухих учеников школы аббата де Л'Эпе. Свои научные взгляды и наблюдения он изложил в работе «Обучение авейронского дикаря».
Слайд 37Накопление медицинских знаний способствовало изменению отношения к людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Уничтожение младенцев с физическими увечьями, в немалой степени обусловленное мистическим страхом и устаревающими представлениями о ценности человеческой жизни, постепенно сменялось христиански-милосердным, участливым отношением к этим людям со стороны верующих христиан и попытками медицины лечить рассматриваемые дефекты.
Слайд 38 Причины, и формы заметных для окружающих нарушений опорно-двигательного аппарата имели определенное
своеобразие применительно к той или иной исторической эпохе. Например, до XVIII столетия эти дефекты в большинстве своем были последствиями эпидемических заболеваний.
С развитием капиталистических общественных отношений, для которых были характерны рост городского населения, живущего в неблагоприятных условиях, широкое использование в фабричном производстве детского труда, отсутствие даже элементарной медицинской помощи, резко увеличивается доля нарушений опорно-двигательного аппарата, причинами которых становятся социальные заболевания, такие, как: