Легенды земли Спировской

Содержание

Слайд 2

Цели занятия

1. Образовательные:
сформировать понятие о туристических маршрутах по малой Родине.
2.

Цели занятия 1. Образовательные: сформировать понятие о туристических маршрутах по малой Родине.
Воспитательные:
развитие умений выявлять интересные сведения о своем крае, о привлекательности своего района, в туристическом плане .
3. Развивающие:
развитие познавательного интереса к изучению новых маршрутов путешествий по родному краю и применения этих знаний на практике;
развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Слайд 3

Земля Спировская
Первое упоминание о Спирове относится к 1545 году. В книге «Бежецкой

Земля Спировская Первое упоминание о Спирове относится к 1545 году. В книге
пятины» за 1545 год в погосте Егорьевская мокрынь значится «займище Спирково без пашни». «Бежецкой пятина» - это одна из пяти частей земель Великого Новгорода. Она делилась на волости и погосты. В Новгородское время на территории района располагалось три погоста.

Слайд 4

Земля Спировская
Своим рождением поселок Спирово был обязан строительству Октябрьской железной дороги между

Земля Спировская Своим рождением поселок Спирово был обязан строительству Октябрьской железной дороги
Петербургом и Москвой. Впервые станция Спирово упоминается на карте Менде в 1847 году: «станция Спирово II класса, больница, кирпичный завод, д. Спирово 41 двор, д. Карабиха 29 дворов, д. Пеньково 12 дворов».

Слайд 5

Земля Спировская

По переписи 1886 года в поселке Спирово проживало 500 человек. Вот

Земля Спировская По переписи 1886 года в поселке Спирово проживало 500 человек.
сведения из «Статистического сборника» областного архива: «Станция Спирово стоит на юго- западной границе Песчаницкой волости представляет собой довольно крупный местный торговый центр. Об этом можно судить по обилию в нем торговых заведений: мануфактурных лавок -8, мелочных – 30, чайных -10, пивных -2, казенных винных лавок -1, постоялых дворов -3, трактиров – 1. Торговое положение в значительной степени обязано существованию расположенных поблизости двух стекольных заводов Чернорученского и Ребровского ».
В1890 году был построен небольшой стекольный завод в Спирове.
Итак, поселок Спирово складывался, как поселок железнодорожников и стеклоделов

Слайд 6

Земля Спировская

Поселок Спирово представлял собою железнодорожную станцию с комплексом служб, подсобных сооружений

Земля Спировская Поселок Спирово представлял собою железнодорожную станцию с комплексом служб, подсобных
и казарм для железнодорожников На станции происходила смена паровозов и поездных бригад, заготовка дров, набор воды, осмотр и ремонт подвижного состава При станции было построено депо.
Для снабжения паровозов водой была сооружена дамба на р. М.Тигма. Так образовалось искуственное водохранилище.
Важным сооружением поселка стал вокзал с пассажирским залами.

Слайд 7

Земля Спировская

. В центре поселка был построен Успенский женский монастырь.Освящение церкви монастыря

Земля Спировская . В центре поселка был построен Успенский женский монастырь.Освящение церкви
состоялось в 1878 году Монастырь имел земельные владения в селении Катиха. В настоящее время в здании церкви располагаются отдел культуры и отдел народного образования Трапезная и просфорная Смоленского храма занимали нижний этаж магазина Дом и Дача. Монастырь был огорожен высоким кирпичным забором с металлическими коваными воротами. Над воротами кирпичная арка с росписями.
На месте монастыря в 2007 году установлен Поклонный Крест

Слайд 8

Древний Выдропужск
На главном тракте России Москва – Санкт-Петербург  недалеко от ТоржкаНа главном

Древний Выдропужск На главном тракте России Москва – Санкт-Петербург недалеко от ТоржкаНа
тракте России Москва – Санкт-Петербург  недалеко от Торжка и Твери находится древний Выдропужск. О нем писали в мемуарах и путевых заметках практически все иностранные дипломаты и путешественники, посетившие Россию в XVI-XVIII вв.: Сигизмунд Герберштейн (1517), Якоб Ульфельдт (1578), Николас Витсен (1664-1665), Эрик Пальмквист (1674), Ф.В.Берхгольц (1721-1725), Франсиско де Миранда (1786-1787) и другие

Слайд 9

Древний Выдропужск

В 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал погост валдайскому Иверскому

Древний Выдропужск В 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал погост валдайскому Иверскому
монастырю. В XVIII веке село было возвращено в государственную казну. Расположение на “бойком” сухопутном тракте способствовало развитию в Выдропужске ямщицкого промысла, население содержало постоялые дворы, вело торговлю. В XIX в. по описанию И.Глушкова “большой, хорошо выстроенный, имеющий справных лошадей, ям, стоит по обеим сторонам Тверцы, через которую проезжают по плавучему мосту.

Слайд 10

Из истории Выдропужска

Далее в описании И.Глушкова говорится: “ На правой стороне яма,

Из истории Выдропужска Далее в описании И.Глушкова говорится: “ На правой стороне
в особом месте, находится каменная хорошей архитектуры церковь, а при выезде, на высокой горе, императорский двухэтажный каменный дворец, из которого во все стороны прекрасные видны картины”. Таким, очевидно, запомнился Выдропужск, не только публицисту, уроженцу г. Твери, но и многим проезжавшим здесь писателям: А.Н. Радищеву, А.С. Пушкину, Т.Г. Шевченко, Л.Н. Толстому и другим. В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева  есть глава «Выдропуск» . С церковной историей села связано появление “Повести о Выдропусской иконе Божией Матери” (16 в.).

Слайд 11

Древний Выдропужск

Древнее новгородское село Выдропужск, находящееся сейчас в пределах Спировского района

Древний Выдропужск Древнее новгородское село Выдропужск, находящееся сейчас в пределах Спировского района
Тверской области с незапамятных времен славится местными святынями, - двумя святыми источниками, - Покровским и Георгиевским, а больше всего чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии, т.е. Путеводительницы, называемой по месту своего нахождения также и Выдропужской. Слава об этой иконе идет еще со времен новгородской независимости. Никто не помнит теперь точной даты первого чуда совершившегося от иконы, однако известно, что она привлекла внимание к себе тем, что уцелела после мощного пожара полностью уничтожившего церковное здание в селе.

Слайд 12

Из истории Выдропужска

Древнее село – место рождения ученых, филологов-славистов Н.А. и П.А.

Из истории Выдропужска Древнее село – место рождения ученых, филологов-славистов Н.А. и
Лавровских. Оба брата окончили Новоторжское духовное училище, учились в Тверской духовной семинарии, были членами Петербургской Академии наук и ректорами Варшавского университета. Как авторы трудов о памятниках древнерусской письменности известны во всем мире. П.А.Лавровский похоронен у стен Выдропужской церкви Смоленской Божией Матери. Здесь же покоится прах архитектора С.И.Чевакинского, при участии которого этот храм строился. С церковной историей села связано появление “Повести о Выдропусской иконе Божией Матери” (16 в.).
В селе – действующая церковь Смоленской Божией Матери, два святых источника- Покровский и Георгиевский

Слайд 13

Из Тверского топонимического словаря
ВЫДРОПУЖСК – с. (Спир. район) – На карте Менде

Из Тверского топонимического словаря ВЫДРОПУЖСК – с. (Спир. район) – На карте
с. ВЫДРОПУСК с каменной Одигитриевской церковью, освященной во второй половине 18 века и с каменной Смоленской церковью, освященной в 1784 году. от выдропуск – выдряной гон, притон, лов. Старинное село стоит на берегу реки Тверцы. Вероятно, этот промысел был развит здесь.

Слайд 14

Усадьба Дубровка

Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от п. Спирово.

Усадьба Дубровка Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от п. Спирово.
Знаменита она тем, что принадлежала генерал-лейтенанту, герою Отечественной войны 1812 года Н.М. Свечину (1772-1849), чей портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. По проекту Николая Александровича Львова в усадьбе возведена Спасская церковь (1813 год). Кирпичная, с белокаменными деталями декора, церковь выстроена в стиле классицизма. У её стен - могила Н.М. Свечина.

Слайд 15

Село Бабье на реке Тверце

Село Бабье это древнее село упоминается в

Село Бабье на реке Тверце Село Бабье это древнее село упоминается в
писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 год Существует преданье о том, что татары вырезали всех мужчин от мала до велика чтобы подавить сопротивление русских, лишив потомства. Но живо богатое красивое село на берегу Тверцы
В 1823 году была построена церковь Святого Николая, а в 1824 г был освящен придел в честь Параскевы Пятницы. Тогда же началась роспись храма и лишь в 1832 году освящен главный придел.
В приход входили деревни: Домославль, Цирибушево, Спирово, Калягино, Яковцево, Добрыново,Ладеньково, Юхово, Горбуново, Козлово русское, Зыбуново, Локтево, всего было 12 деревень

Слайд 16

Село Бабье на реке Тверце

В селе Бабье родился в 1864 году

Село Бабье на реке Тверце В селе Бабье родился в 1864 году
философ и богослов, друг и последователь идей Толстого -Новоселов Михаил Александрович. Дед его был священником. Здесь и крестили его в местной церкви.
М.А. Новоселов был идейным руководителем Православия в Москве. Р.Матюнин сказал: «Называя Новоселова среди известнейших философов того времени Флоренского, Бердяева, Булгакова, Вл. Соловьева, Розанова, мы не погрешим против истины, если скажем, что он был им ровней». Публицистическая, издательская деятельность Новоселова М.А. высоко ценилась духовенством.
До революции с1902-1917г.г. выходит 39 выпусков «Религиозно- философской библиотеки» и 20 книг "Религиозно-философская библиотека", а также много других печатных материалов в защиту православной веры. В Вышнем Волочке Новоселов выпустил несколько брошюр, а потом занимается издательской деятельностью в Москве и Сергиев Посаде Сегодня, когда русский народ переживает глубокий мировоззренческий кризис, пример его духовных исканий представляется нам, его потомкам особенно интересным и поучительным

Слайд 17

Село Бабье на реке Тверце

В селе Бабье родился художник Константин Сергеевич Первухин

Село Бабье на реке Тверце В селе Бабье родился художник Константин Сергеевич
(1885-1968). Здесь в Никольской церкви служил его отец Сергей Григорьевич. Своими же учителями художник считал И. Левитана и В. Серова, следуя за ними и продолжая лирико-романтическую линию русского пейзажа.
Произведения К. С. Первухина наполнены нежными поэтическими интонациями, философскими обобщениями. Пейзаж для художника является средством познания жизни. Работы художника экспонировались на всесоюзных художественных выствках.

Слайд 18

Церковные сооружения Георгиево-Чудинского погоста - другой мир, над которым господствуют сельские храмы,

Церковные сооружения Георгиево-Чудинского погоста - другой мир, над которым господствуют сельские храмы,
мир русской природы, такой же строгой и поэтичной, как и ансамбль церквей, отражающихся в синих водах большого пруда.
Храм Преобразования Господня и Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1860 году. Рядом, взмыл на высоту почти сорока метров храм Святого великомученика Георгия Победоносца и святой великомученицы Варвары. В подклете- фамильная усыпальница Карачинских и Энгельгартов.

Матвеевский храмовый комплекс

Слайд 19

Матвеевский храм

Храм назван в честь Преображения Господня, именно это название закрепилось

Матвеевский храм Храм назван в честь Преображения Господня, именно это название закрепилось
за церковью после освящения второго Спасо-Преображенского престола 8(21) сентября 1864 года, и цвет храму дан яркий и праздничный. Желтый в память об Евангельских словах: «Лицо Его просияло как солнце», а белый – «Одежды Его сделались белы, как свет.(Мф; 17,3) Так и стоит храм молчаливым напоминанием о великом событии – преславном Преображении Христовом на Фаворе .

Слайд 20

Музей сельского прихода в Матвеево

Музей сельского прихода, где воссоздается история Георгиевско-Чудинского

Музей сельского прихода в Матвеево Музей сельского прихода, где воссоздается история Георгиевско-Чудинского
прихода. У этого Музея есть ряд особенностей:
Во-первых, это единственный на территории области музей, посвященный многовековой, богатой на события истории сельского прихода, который, при этом, можно назвать типичным для дореволюционной России.
Во-вторых, в Музее представлены материалы как по истории прихода, так и посвященные бытовому укладу народа, таким образом, в экспозиции рассматривается неразрывная связь жизни русского народа с жизнью прихода.
В-третьих, Музей создан по инициативе школьника, при поддержке энтузиастов, которым удалось добиться размещения Музея в здании бывшей церковно-приходской школы, отремонтировать ее, подготовить для размещения экспозиции. Экспонаты для Музея передаются на хранение жителями прихода. Это придает Музею поистине народный характер.
Имя файла: Легенды-земли-Спировской.pptx
Количество просмотров: 220
Количество скачиваний: 0