Слайд 2Основные вопросы
Исторические истоки современной этнополитической мысли.
Развитие этнополитических идей в XIX - первой
половине XX вв.
Этнополитические концепции постколониальной эпохи.
Слайд 3Литература
Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М., 2002.
Паин Э.А. Этнополитический маятник.
- М., 2004.
Слайд 41. Исторические истоки современной этнополитической мысли.
Слайд 5Геродот и Аристотель
Истоки идей географического детерминизма.
В трудах Геродота собран обширный материал по
этнографии народов Ближнего Востока и Северного Причерноморья.
Аристотель пытался объяснить причины отличий греческого мира от восточного (персидского).
Слайд 6Платон и Тацит
Содержались мысли, которые можно определить как предтечу такого направления, как
примордиализм, абсолютизирующего фактор кровно-родственных связей в механизме сохранения этничности.
Слайд 7Период средневековья
Происходит утрата интереса к теоретическим проблемам в изучаемой области. Появляются труды,
посвященные описанию различных народов - Иордан, Прокопий Кессарийский, Маврикий, ал-Масуди.
Слайд 8Эпоха Возрождения
Появляются труды, посвященные вопросам национальной интеграции.
Н. Макиавелли (1469 - 1527) «Государь»
- одним из первых поставил вопрос о целях объединения этнических общностей, разделенных государственными границами.
Слайд 9Условия национальной интеграции по Н. Макиавелли
1) «Сильный лидер».
2) «Сильная армия».
3) «Единые символы».
4)
«Психологическое единство».
Слайд 10Жан Боден (1520 - 1596)
Одним из первых обосновал понятие суверенитета - отношения
господства и подчинения, связывающее монарха с подданными.
Слайд 112. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв.
Слайд 12Эволюционизм
Диффузионизм
Функционализм
Слайд 13Ведущими исследователями были:
Герберт Спенсер
Джон Леббок
Эдуард Тайлор
Джеймс Фрэзер
Льюис Генри Морган
Слайд 14Эволюционизм
1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры;
2) развитие носит исключительно прогрессивный
характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;
Слайд 15Эволюционизм
3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на основе
изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.
Слайд 16Диффузионизм
Распространение культурных явлений в неком географическом ареале, от культур «доноров» к культурам
«реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и др.
Слайд 17Ведущими исследователями были:
Ф. Ратцель
Л. Фробениус
В. Виндельбанд
Г. Риккерт
Слайд 18Диффузионизм не опроверг основного положения эволюционистов, а только их дополнил. Только рассматриваемые
вместе эволюционистские и диффузионистские воззрения позволяют в некоторых, пусть в весьма размытых очертаниях, представить себе картину развития этнической культуры. Эволюционизм сделал попытку описать внутренние (эндогенные) факторы ее развития, а диффузионизм - внешние (экзогенные).
Слайд 19Функционализм
Устойчивость культурных традиций, в т.ч. этнических, определяется их включенностью в функционирование конкретного
общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют и динамику ценностей.
Слайд 20Ведущим исследователем был:
Бронислав Малиновский
Слайд 213. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.
Слайд 22Современные концепции этнополитологии:
Примордиализм
Конструктивизм
Инструментализм
Слайд 23Примордиализм -
Рассматривает этнические общности как естественно сложившиеся группы, основанные прежде всего
на «кровных связях».
Слайд 25Биосоциальное направление
Некоторые исследователи делают акцент на жесткой детерминированности этничности географическими и биологическими
факторами, что предполагает слабую изменчивость этого феномена. Из этого подвида примордиализма непосредственно вырастают расистские теории (от Ж. Габино до А. Розенберга).
Слайд 26Социально-историческое направление
П. ван ден Берг - этнос - это социально-историческое явление, выросшее
из родоплеменных общностей.
Слайд 27Конструктивизм
Последователи этого научного направления полагают, что этничность и нации, как и многие
другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы людьми.
Слайд 28Ведущими исследователями являются:
В России:
В.А. Тишков
М.Н. Губогло
Л.М. Дробижева
За рубежом:
К. Поппер
Т. Эриксен
Ф. Барт