Содержание
- 2. Одна из главных идей Юнга заключается в том, что перенос следует рассматривать как дефицит реальных человеческих
- 3. Встреча с аналитиком Когда идет речь о практике юнгианской психотерапии, имеется в виду встреча двух людей,
- 4. В настоящее время возникновение таких эмоциональных отношений общеизвестно. Для обозначения этих бессознательных проекций существуют специальные понятия:
- 5. Взгляд З. Фрейда на перенос Фрейдом была создана ясная, логически построенная теория переноса: переживания раннего детства
- 6. Взгляд Юнга на перенос Если при переносе всплывает бессознательное архетипическое содержание, то скрытые в переносе мотивации
- 7. Перенос и контрперенос Юнгианская модель Фактически полный диагноз, а также интерпретации и выводы, которые может сделать
- 8. «Наверное, самое важное качество А — это его готовность постоянно сомневаться в свой точке зрения, своих
- 9. Влияет ли перенос на сновидения? Сточки зрения Юнга, сновидения —это самостоятельные, спонтанные события, не подверженные прямому
- 10. Нарциссизм и перенос Зеркальный перенос Согласно Кохуту, зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важной человеческой
- 11. Нарциссизм и перенос Идеализирующий перенос Самооценка может развиваться и поддерживаться лишь в том случае, если отсутствует
- 12. Нарциссизм и перенос Зеркальный перенос, идеализирующий перенос и архетипический перенос — это термины, обозначающие бессознательные переживания
- 13. ПЕРЕНОС И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ Установки Я-ОНО и Я-ТЫ Установка Я-Оно может означать, что внешний мир
- 14. Установки Я-ОНО и Я-ТЫ Аналитический психолог Розмэри Гордон называла перенос «основой анализа». Она также использовала буберовскую
- 15. Отделение и объективность Осознание в значительной степени означает отделение — отделение тех качеств, которыми обладаю я,
- 16. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА Кушетка и кресло В отличие от Фрейда и даже от
- 17. Явление переноса и интерпретация сновидений Стремление засыпать снами аналитика может служить защитой от страха перед его
- 18. Архетипические корни переноса У переноса всегда есть архетипические корни; он всегда связан с удовлетворением инстинктивных влечений
- 19. Контрперенос и отношение Я~Ты Самое главное для аналитика — осознавать свои чувства, которые он испытывает по
- 20. КОНТРПЕРЕНОС И ПОТРЕБНОСТИ АНАЛИТИКА Способность аналитика формировать Я-ТЫ-отношения Чтобы достичь профессионального успеха или, по крайней мере,
- 21. Плата за анализ Проблемы, связанные с оплатой терапии, особенно характерны для начала практики специалиста. Аналитик часто
- 22. Потребность аналитика в терапевтическом успехе У аналитика есть и другая потребность, удовлетворение которой он иногда бессознательно
- 23. Власть, любопытство и чувство собственности Кроме потребности в успехе анализа, у аналитика существует множество других базовых
- 24. Когда говорится об исключительно сложной и тонкой работе аналитика, почти никогда в полной мере не упоминается
- 25. ЭРОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА Наличие эротического переноса/контрпереноса накладывает на обе стороны тяжелое бремя ответственности. Это
- 27. Скачать презентацию
Слайд 2Одна из главных идей Юнга заключается в том, что перенос следует рассматривать
Одна из главных идей Юнга заключается в том, что перенос следует рассматривать
Если вы действительно пытаетесь находиться на одном уровне с пациентом, не выше и не ниже, если у вас есть верная установка, верное ощущение, то у вас будет значительно меньше неприятностей с переносом. Это полностью не спасет вас от него, но я почти уверен, что в вашей работе не возникнут такие неприятные формы переноса, которые, по сути, являются гиперкомпенсацией недостаточной эмоциональной связи.
Юнг признавался:
«Мой собственный опыт научил меня держаться как можно дальше от терапевтических «методов», как и от диагнозов. Огромное разнообразие человеческих индивидуальностей и их неврозов привело меня к тому, что идеальный подход к каждому случаю предполагает минимум априорных предположений. Естественно, что в идеале вообще не должно быть никаких допущений.»
Слайд 3Встреча с аналитиком
Когда идет речь о практике юнгианской психотерапии, имеется в виду
Встреча с аналитиком
Когда идет речь о практике юнгианской психотерапии, имеется в виду
Если мы хотим исследовать бессознательное, крайне важно не только получить максимально полное представление о том, что происходит между сознательной деятельностью пациента и его бессознательными реакциями, или компенсациями, которые проявляются в его сновидениях. Но так же обратить внимание на отношения между аналитиком и пациентом.
Аналитические отношения могут быть не менее сложными, чем любые близкие отношения. С обеих сторон рождаются бессознательные фантазии, обусловленные базовыми жизненными потребностями. К тому же они могут влиять на процесс анализа, вызывая сопротивление, сильные иллюзии, относящиеся и к аналитику, и к пациенту, или же провоцируя переход существующих отношений в сексуальные.
Слайд 4В настоящее время возникновение таких эмоциональных отношений общеизвестно. Для обозначения этих бессознательных
В настоящее время возникновение таких эмоциональных отношений общеизвестно. Для обозначения этих бессознательных
Аналитику очень важно обладать обостренной чувствительностью к тому, что происходит между участниками аналитического процесса. За проявлением реальных человеческих отношений может скрываться перенос; или же отношения, которые иногда интерпретируются как перенос, могут оказаться подлинными.
Слайд 5Взгляд З. Фрейда на перенос
Фрейдом была создана ясная, логически построенная теория переноса:
Взгляд З. Фрейда на перенос
Фрейдом была создана ясная, логически построенная теория переноса:
Слайд 6Взгляд Юнга на перенос
Если при переносе всплывает бессознательное архетипическое содержание, то скрытые
Взгляд Юнга на перенос
Если при переносе всплывает бессознательное архетипическое содержание, то скрытые
Наблюдение за тем, какое именно содержание проецируется, дает аналитику возможность определить, в какой области для пациента необходимо усилить степень осознания. Содержание проекций включает не только повторения, обусловленные вытесненным материалом. В проекции может проявиться впервые новое, творческое, но еще не осознанное содержание психики. Таким образом, за особенностью оттенков, форм и содержания, проявляющихся при переносе, часто скрывается внутренний процесс самореализации, который Юнг назвал индивидуационным процессом.
В этом заключается один из самых важных инсайтов Юнга, связанный с феноменом, который называется переносом. Вполне понятно, что при таком подходе работать с переносом значительно сложнее. Теряют смысл все прежние правила и техники работы. Юнгианский аналитик сталкивается с самыми тонкими и сложными и вместе с тем — с очень ценными для него отношениями переноса.
Слайд 7Перенос и контрперенос
Юнгианская модель
Фактически полный диагноз, а также интерпретации и выводы, которые
Перенос и контрперенос
Юнгианская модель
Фактически полный диагноз, а также интерпретации и выводы, которые
Слайд 8«Наверное, самое важное качество А — это его готовность постоянно сомневаться в
«Наверное, самое важное качество А — это его готовность постоянно сомневаться в
А ничуть не меньше П оказывается включен в аналитический процесс. А должен осознавать свою потребность в достижении власти или потребность оказаться в роли отца или матери, чтобы уметь контролировать эти свои потребности и бессознательно не искать их удовлетворения в аналитических отношениях.
Сегодня каждый юнгианский аналитик знает, что лечить — это не его работа. Помощь может прийти только через изменение установки пациента, вследствие формирования у него правильного отношения к своему бессознательному. Но бессознательно попадая в ловушку архетипа целителя, аналитик может переусердствовать в применении своих знаний и бежать впереди паровоза. Эмоциональная потребность в оказании помощи ищет своего выхода.
Слайд 9Влияет ли перенос на сновидения?
Сточки зрения Юнга, сновидения —это самостоятельные, спонтанные события,
Влияет ли перенос на сновидения?
Сточки зрения Юнга, сновидения —это самостоятельные, спонтанные события,
Как только начинается процесс анализа, содержание аналитических бесед занимает наше сознание, и на это следует соответствующая реакция бессознательного. Верно и то, что мы полностью осознаем: в дальнейшем мы будем обсуждать это сновидение с аналитиком. В какой-то мере наши сны больше не принадлежат только нам. Осознание этого накладывает отпечаток на содержание сновидения. Поэтому очень часто сны содержат некое послание, обращенное к аналитику.
Слайд 10Нарциссизм и перенос
Зеркальный перенос
Согласно Кохуту, зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно
Нарциссизм и перенос
Зеркальный перенос
Согласно Кохуту, зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно
Пациентам, у которых есть зеркальный перенос, обычно свойственно искажение отражения в раннем детстве, поэтому у них возникают проблемы в самоопределении и идентификации, а также в ощущении своего полноправного существования в этом мире. У них развились сверхчувствительные «сенсоры», ощущающие малейший признак возможного отвержения, которое травматически воздействует на ощущение ими своего Я. Единственной защитой от этой постоянной угрозы становится гиперкомпенсирующее убеждение: я ни в ком не нуждаюсь, я могу быть абсолютно самодостаточным. Фактически так осуществляется бессознательная идентификация с детским ощущением всемогущества, по терминологии Кохута,— с грандиозным Я.
Цель столь желаемого процесса трансформации обычно состоит в снижении зависимости от внешнего отзеркаливания посредством возрастающего ощущения реалистичной самооценки и сопутствующего ему ощущения индивидуальной автономии.
Слайд 11Нарциссизм и перенос
Идеализирующий перенос
Самооценка может развиваться и поддерживаться лишь в том случае,
Нарциссизм и перенос
Идеализирующий перенос
Самооценка может развиваться и поддерживаться лишь в том случае,
Способность к идеализации проявляется уже в младенческом возрасте и сохраняется на протяжении всей человеческой жизни. Она, безусловно, связана — а часто полностью совпадает — с феноменом, который юнгианцы называют творческой архетипической фантазией.
Идеализирующий и зеркальный перенос в той или иной мере возникает во многих ситуациях анализа. Часто происходит периодическое смещение от одного типа переноса к другому и обратно, но иногда они могут появляться почти одновременно.
Слайд 12Нарциссизм и перенос
Зеркальный перенос, идеализирующий перенос и архетипический перенос — это термины,
Нарциссизм и перенос
Зеркальный перенос, идеализирующий перенос и архетипический перенос — это термины,
Вместе с тем в реакции аналитика на пациента может проявляться не только иллюзорный, но и галлюцинаторный контрперенос. При проявлении последнего можно говорить о том, что в аналитической ситуации в отношениях между аналитиком и пациентом имеет место folie a deux (Обоюдное сумасшествие (фр.).) .
В каждом случае перенос частично оказывается иллюзорным, поскольку в нем присутствуют фантазии, которые могут изменять «реальность» или, по крайней мере, как-то ее окрашивать. Что касается контрпереноса, если он не является ни иллюзорным, ни галлюцинаторным,— то осознавший его аналитик может прийти к взаимодействию с более или менее осознанными фантазиями, чтобы затем их использовать в процессе анализа.
Слайд 13ПЕРЕНОС И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Установки Я-ОНО и Я-ТЫ
Установка Я-Оно может означать, что
ПЕРЕНОС И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Установки Я-ОНО и Я-ТЫ
Установка Я-Оно может означать, что
Установка Я-Ты предполагает отношение именно к той истинной сущности другого, которая отличает его от остальных, в том числе и от самого Я. Это означает, что Я во всей своей целостности относится к Ты во всей его целостности. У меня может быть сознательная установка, в соответствии с которой я допускаю, что другой человек имеет право на свою жизнь, и потом)' считаю, что не отношусь к нему как к объекту для достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей.
Бубер понимает установку Я-Ты совершенно по-иному. Именно это отношение в мироощущении ребенка и архаичного человека он считал первичным, а вторичной — установку Я-Оно. Видимо, он не отличал мистическую сопричастность от зрелого отношения к истинной сущности другого.
Для Бубера отношение Я-Ты присутствует здесь-и-теперь, оно сиюминутно: безотносительно к тому, будет ли оно бессознательной сопричастностью или осознанной установкой по отношению к истинной сущности присутствующего здесь другого человека. Установка Я-Оно подразумевает выбор в качестве объекта кого-то или чего-то, чтобы о нем думать, бессознательно или осознанно его использовать.
Слайд 14Установки Я-ОНО и Я-ТЫ
Аналитический психолог Розмэри Гордон называла перенос «основой анализа». Она
Установки Я-ОНО и Я-ТЫ
Аналитический психолог Розмэри Гордон называла перенос «основой анализа». Она
Говоря об отношениях, которые мы называем переносом, вряд ли можно утверждать существование Ты как другого целостного субъекта. В этом случае другая личность считается объектом для удовлетворения моих потребностей, желаний, фантазий и страхов. Другой не рассматривается как реально существующая личность, а выступает в качестве экрана для проекций содержания моей психики. Другая личность ощущается исключительно как часть меня самого, а вовсе не как полноправное Ты. Именно это обстоятельство является главной причиной появления в отношениях между людьми многочисленных затруднений и недоразумений.
Слайд 15Отделение и объективность
Осознание в значительной степени означает отделение — отделение тех качеств,
Отделение и объективность
Осознание в значительной степени означает отделение — отделение тех качеств,
Явление, которое мы, по сути, называем переносом, как правило, в той или иной мере привносит частичное искажение в наше восприятие субъектной целостности другого человека и влияет на наше мнение о нем. Перенос возникает из нашей бессознательной потребности видеть данного человека в определенной роли.
На любые человеческие отношения в той или иной мере влияет перенос, или бессознательные проекции. Как сказали бы экзистенциалисты, наши отношения должны соответствовать нашей собственной картине «мироздания». Чем больше мы себя осознаем, тем больше отличаем себя от другого. Тем не менее у нас должна быть общая длина волны, на которую мы можем настроиться.
Эмпатическое отношение к реальному бытию других людей или других групп подрывает корни ненависти и агрессии. Именно поэтому Бубер отмечал, что его идея отношения Я-Ты является исключительно важной для общества в целом.
Слайд 16ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА
Кушетка и кресло
В отличие от Фрейда и
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА
Кушетка и кресло
В отличие от Фрейда и
Это предпочтение сказывается уже на типичной для юнгианского аналитика организации пространства кабинета: аналитик и анализируемый сидят в креслах лицом друг к другу, как два обычных человека. Аналитик может спонтанно реагировать на любые самовыражения пациента. Он не ограничивается применением набора специальных технических приемов, а тоже может высказывать свои мысли и проявлять свои реакции и чувства, которые он испытывает, как любой другой человек. В таком случае пациент может что-то узнавать о личности аналитика, наблюдая за его реакциями и воспринимая его как Ты, т.е. как другого человека. Находясь на одном уровне с аналитиком, пациент говорит с человеком, которого может видеть перед собой. Таким образом, внешне аналитическая ситуация практически ничем не отличается от обыкновенного разговора или дружеской беседы, происходящей с глазу на глаз.
С точки зрения Юнга, ключевой момент анализа содержания бессознательного — это работа, связанная с интерпретацией сновидений, тогда как для классического психоанализа он связан с интерпретацией переноса. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда в процессе юнгианского анализа аналитик и анализируемый сидят друг к другу лицом, испытывая взаимный сознательный интерес. Анализируя сновидения, они оба стараются получить какие-то инсайты относительно содержания бессознательного. Иногда оказывается, что образ аналитика не доминирует в снах пациента, и тогда не приходится говорить о наличии переноса. И для аналитика, и для пациента такое необременительное сотрудничество представляет высокую ценность и существенно влияет на реальный процесс «личностного роста». Пациент воспринимает аналитика как вполне реального доктора X, и в определенных рамках они могут достичь глубокого понимания материала бессознательного, который подвергается анализу. Когда становится доминирующей установка Я-Ты, они оба испытывают теплое чувство, похожее на дружескую симпатию.
Психоаналитик, работающий в парадигме ортодоксального фрейдовского психоанализа, каждую фантазию и каждый сон связывает с переносом. Это получается слишком навязчиво, а часто и на самом деле бывает довольно навязчивым. Неоспоримо, что чувствительность в отношении нюансов, связанных с переносом, в классическом психоанализе значительно выше по сравнению с аналитической психологией. Именно поэтому юнгианский аналитик должен быть очень предусмотрительным, чтобы не впасть в другую крайность и не замечать переноса там, где он скрыто присутствует.
Слайд 17Явление переноса и интерпретация сновидений
Стремление засыпать снами аналитика может служить защитой от
Явление переноса и интерпретация сновидений
Стремление засыпать снами аналитика может служить защитой от
Пациент приходит за помощью — это его сознательная мотивация — и делится с аналитиком своими сновидениями в надежде получить исцеляющий инсайт. Но бессознательно аналитик становится для пациента объектом, на который направлен его страх. Пациент не верит аналитику, ибо у него в детстве было нарушено доверие к другому человеку, отцу или матери, в рамках отношения к Ты. Тогда в отношении пациента к аналитику возникает некий компромисс, и постоянные рассказы о новых сновидениях напоминают умиротворяющее кормление льва, чтобы тот не злился и не нападал на человека.
Интерпретация сновидений идет тяжело из-за защит пациента. Терапевту приходится примерять на себя много ролей, чтобы преодолеть это препятствие. И нужно много терпения.
Слайд 18Архетипические корни переноса
У переноса всегда есть архетипические корни; он всегда связан с
Архетипические корни переноса
У переноса всегда есть архетипические корни; он всегда связан с
Если пациент в существенной мере воспринимает аналитика как любящую мать, значит, мы имеем дело с архетипической Великой Матерью и ощущением безопасности, которое он испытывает, находясь v нее на руках. Иногда эту роль может на себя взять его кровная, родная мать. В результате переноса аналитик становится для пациента символом Великой Матери, и тогда пациент в той или иной мере стремится получить от аналитика материнское внимание и заботу.
Несмотря на архетипическую природу переноса, сами архетипы проявляются в определенных обстоятельствах, специфичных для каждого конкретного человека. Базовые архетипические потребности ребенка в личностном развитии могут быть искажены из-за переживаний фрустраций и запретов, с которыми он сталкивается во внешнем мире.
Слайд 19Контрперенос и отношение Я~Ты
Самое главное для аналитика — осознавать свои чувства, которые
Контрперенос и отношение Я~Ты
Самое главное для аналитика — осознавать свои чувства, которые
Поэтому аналитику следует оттачивать «инструмент», позволяющий ему определять ожидания пациента и роль, которую он бессознательно возлагает на аналитика. Это дает ему возможность осознать природу контрпереноса, который также может искажать ситуацию; а способность отличать одно от другого, несомненно, является самым важным инструментом для каждого аналитика.
В общем случае можно сказать, что в обстановке юнгианского анализа, когда пациенту предоставляется полная свобода выбора, чуть раньше или чуть позже выясняется, что представляет собой аналитик. Здесь реальная человеческая сущность аналитика оказывается гораздо более очевидной, чем при наличии кушетки. Его индивидуальные реакции неизбежно разрушают фантазии переноса, которые, с одной стороны, способствуют анализу, а с другой — ему мешают. Как уже отмечалось ранее, они могут мешать, если перенос останется незамеченным, и способствовать, если он приводит к установлению реальных человеческих Я-Ты-отношений между аналитиком и пациентом. Если поведение аналитика не удовлетворяет бессознательным ожиданиям пациента, то, по крайней мере, можно рассчитывать на возможность более или менее быстрого осознания им существующих проекций.
Слайд 20КОНТРПЕРЕНОС И ПОТРЕБНОСТИ АНАЛИТИКА
Способность аналитика формировать Я-ТЫ-отношения
Чтобы достичь профессионального успеха или, по
КОНТРПЕРЕНОС И ПОТРЕБНОСТИ АНАЛИТИКА
Способность аналитика формировать Я-ТЫ-отношения
Чтобы достичь профессионального успеха или, по
Отношения Я-Ты для аналитика заключаются в том, чтобы, образно говоря, «одна его нога была внутри, а другая — вне этих отношений». «Одна нога внутри» означает наличие эмпатии и эмоциональную включенность в переживания пациента. «Другая нога вне» — это способность посмотреть на пациента со стороны, соразмеряя свою эмпатию с общей психологической ситуацией и личностным развитием пациента.
Слайд 21Плата за анализ
Проблемы, связанные с оплатой терапии, особенно характерны для начала практики
Плата за анализ
Проблемы, связанные с оплатой терапии, особенно характерны для начала практики
Вопросы, связанные с оплатой, часто имеют отношение к сознательной или бессознательной самооценке аналитика. В начале своей практики аналитики обычно чувствуют себя менее свободно, и тогда у них неизбежно проявляется склонность занижать плату за анализ. Однако бывают случаи, когда это отсутствие свободы гиперкомпенсируется и проявляется в чрезмерном завышении суммы. Можно не сомневаться в том, что пациенты, которые много платят за анализ, часто воспринимаются аналитиком как более серьезная угроза по сравнению с пациентами, которые платят меньше. В один прекрасный момент у аналитика может появиться мысль, что у пациента, который платит за анализ большую сумму, существуют в отношении него такие же высокие ожидания. Такая установка тоже может указывать на существование контрпереноса. Его идеальное Эго, или внутренний идеальный аналитик, пугает его, что он не такой уж высокий профессионал и что его работа не стоит таких денег; этот внутренний страх при контрпереносе может проецироваться на пациента.
Слайд 22Потребность аналитика в терапевтическом успехе
У аналитика есть и другая потребность, удовлетворение которой
Потребность аналитика в терапевтическом успехе
У аналитика есть и другая потребность, удовлетворение которой
Если аналитик осознает свою обиду на пациента, в состоянии которого не наблюдается заметных улучшений, ему очень важно отметить возникшие у него чувства, свидетельствующие о наличии контрпереноса. Причиной такого контрпереноса могут послужить фрустрированная потребность аналитика в доказательстве самому себе, что он является успешным, или же наличие у него скрытого чувства вины.
В таких ситуациях неоценимыми качествами для работы являются наблюдение за реакциями контрпереноса и умение отличать, какая из них принадлежит самому аналитику, а какая может бессознательно вызываться поведением пациента.
Само по себе последовательное подкрепление сознательной установки обладает высокой терапевтической ценностью и не так уж редко приносит удовлетворительные результаты. Было бы опаснейшим предрассудком представлять себе анализ бессознательного в качестве единственной панацеи, к помощи которой следует прибегать в каждом случае.
Слайд 23Власть, любопытство и чувство собственности
Кроме потребности в успехе анализа, у аналитика существует
Власть, любопытство и чувство собственности
Кроме потребности в успехе анализа, у аналитика существует
Так, например, стремление к власти любого человека выражается в важнейшей потребности в укреплении Эго и поиске соответствующего места в обществе. Разумеется, это стремление есть и у аналитика, оно существует и в процессе анализа. Очень часто у пациентов бывает склонность к зависимости от аналитика, которая проявляется в проекции на него огромной власти.
Сюда же можно отнести бессознательное чувство собственности. Со стороны аналитика оно может проявляться в чувстве ревности: «Это мой пациент. Я хочу с ним работать и добиваться его личностного роста, и никто не имеет никакого права вмешиваться в мою работу!» Такая установка может быть названа комплексом Пигмалиона или спасителя. Эти чувства тоже можно рационализировать, объясняя их присутствие настоятельной потребностью пациента в терапевтической помощи.
Следует сказать несколько слов о любопытстве аналитика. Для его профессии совершенно естественно проявлять интерес к мельчайшим подробностям интимной жизни пациента, его сексуальным отношениям, взаимоотношениям с другими людьми, которые могут быть знакомы аналитику. Опасность может заключаться в том, что он может использовать время пациента для получения информации, не имеющей никакого отношения к анализу.
Другой опасностью при контрпереносе может стать скрытая потребность аналитика прожить через своих пациентов те стороны своей жизни, которые он не проживает или не может прожить сам. Пациенты могут служить аналитику источником информации, средством общения; привносить в его жизнь особые оттенки, боль и страдания, тем самым заставляя его чувствовать себя значимым, полезным и живущим полноценной жизнью. В таком случае анализ может оказаться для аналитика заменой его личной жизни.
Слайд 24Когда говорится об исключительно сложной и тонкой работе аналитика, почти никогда в
Когда говорится об исключительно сложной и тонкой работе аналитика, почти никогда в
Слайд 25ЭРОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА
Наличие эротического переноса/контрпереноса накладывает на обе стороны тяжелое
ЭРОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА
Наличие эротического переноса/контрпереноса накладывает на обе стороны тяжелое
Решая сложные проблемы, возникающие при переносе, психотерапевт прежде всего должен чувствовать себя более комфортно, осознавая значение своей деятельности. Он не просто работает на благо конкретного пациента... но в той же мере он работает и на самого себя и на благо своей души, и, поступая таким образом, он, быть может, сеет крохотные зернышки в масштабе души вселенской.