Мезенская роспись

Содержание

Слайд 2

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок,

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари
ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

Слайд 3

Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы,

Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной
Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906.
Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Слайд 6

Мезенская роспись возникла на территории нынешней Архангельской области очень давно.
Первые найденные

Мезенская роспись возникла на территории нынешней Архангельской области очень давно. Первые найденные
образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры.

Слайд 8

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Хотя изобразительные мотивы

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Хотя
подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в.
Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище.

Слайд 10

Роспись эта — не просто орнамент, она представляет собой иероглифическую письменность.

Роспись эта — не просто орнамент, она представляет собой иероглифическую письменность.

Слайд 11

Например, некоторые символы обозначались так:
Лед — три ломаные линии наподобие ступенек,

Например, некоторые символы обозначались так: Лед — три ломаные линии наподобие ступенек,

Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней, 
Дом — символ, похожий на палатку или шатер,
Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная,
Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху, 
Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.

Слайд 13

Раньше писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда

Раньше писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда
традиционная черно-красная гамма.
Роспись читается снизу вверх.
Состоит из трех ярусов, разделенных поясами: подземного, земного и небесного, ограничивающие пояса и замыкающая все три яруса окантовка символизирует охрану свыше.

Слайд 15

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Слайд 17

Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом.
краски.

Слайд 18

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые
и обрываются на границах предмета.
Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента.

Слайд 19

Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их

Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их
необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.

Слайд 20

Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа.
Большинство их имеет красно-оранжевую окраску,

Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям.
несвойственную, как известно, лошадям.

Слайд 21

Нередко кони   
изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу.
Иногда

Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу.
на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.  

Слайд 23

В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком

В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной
красной

Слайд 27

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в
сюжете.
Здесь можно увидеть 
по-детски наивно
написанные жанровые
сценки: охота, пароход,
кони, только резвящиеся на воле.
Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки

Слайд 29

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на
традиции.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине.
Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.
Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Слайд 35

Практическое задание

Проявите фантазию.
Подготовьте основу
Используйте шаблон для тренировки.
Разработайте эскиз карандашом
Потренируйтесь рисовать элементы

Практическое задание Проявите фантазию. Подготовьте основу Используйте шаблон для тренировки. Разработайте эскиз
кистью
Сделайте разметку для полосных орнаментов
Расписывайте изделие сразу кистью
Следующий элемент наносите после полного высыхания предыдущего

Слайд 44

Вариант 1

Вариант 2

Шаблон

Вариант 1 Вариант 2 Шаблон

Слайд 46

Шаблон тарелки для росписи

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Шаблон тарелки для росписи Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Слайд 52

Вопросы

Почему роспись называется Мезенской?
Как еще называют эту роспись?
Дата самого древнего изделия с

Вопросы Почему роспись называется Мезенской? Как еще называют эту роспись? Дата самого
росписью (век, год)?
Колорит росписи?
Назовите характерные особенности росписи (описание строения)?
Сюжет росписи (Распространенные фигуры росписи)?

Слайд 53

Ответы на вопросы №1,2

1.Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село

Ответы на вопросы №1,2 1.Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной
Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906.
2.Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Слайд 54

Ответы на вопросы №3,4,5

3.Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью  1815 г.
4. Традиционно

Ответы на вопросы №3,4,5 3.Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью 1815
в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный.
5. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. 3,7 ярусов.

Слайд 55

Ответы на вопросы №5,6

Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а

Ответы на вопросы №5,6 Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые,
скорее как религиозные и языческие в своей основе.
В росписи преобладают зооморфные изображения - кони, олени, птицы.
Имя файла: Мезенская-роспись.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0