Модульные сетки. Метод вычитания

Содержание

Слайд 2

:
Наша новая тема – модульный способ построения композиции дисциплинирует творческую

: Наша новая тема – модульный способ построения композиции дисциплинирует творческую фантазию,
фантазию, учит обходиться минимумом изобразительных средств и приемов, при максимальном их использовании. А это качество всегда было присуще хорошим профессионалам. Грамотное композиционное построение подобно «живому организму» , все его части должны быть»родными». Необходимо добиваться такого качества композиции, когда в его структуре все на месте, ничего нельзя изменить, убрать или добавить - чтобы не пострадало целое.
Использование принципа повторяемости и подобия целого и его частей, когда действуете только в рамках модульной сетки - дает ключ к решению этой задачи. В ней априори все элементы «родные».
Ваша задача найти, выстроить контрастные сочетания в этой однообразной структуре.

Слайд 3

Геометрические сетки могут быть простыми –прямоугольными, квадратными, треугольными, радиально-кольцевыми.
И могут быть составными,

Геометрические сетки могут быть простыми –прямоугольными, квадратными, треугольными, радиально-кольцевыми. И могут быть
когда одна сетка накладывается на другую. И вы можете строить композицию опираясь то на одну, то на другую сетку.
Это могут быть прямоугольно-треугольные, прямоугольно- криволинейные, треугольно-криволинейные, построенные на основе совмещения всех трех геометрических сеток. Но и в это случае, важно соблюдать принцип иерархии – построение по одной из них должно быть доминирующим и далее по убывающей.

Слайд 4

Практическое задание № 2.1.Создать композицию на основе простой или составной модульных

Практическое задание № 2.1.Создать композицию на основе простой или составной модульных сеток
сеток в рельефе.
Цель: Изучить способ моделирования на основе модульных сеток.
Задачи: освоить принцип вычитания и сложения геометрического метода моделирования на основе модульных сеток, научиться использовать минимум изобразительных средств при создании композиционной структуры. Овладеть первичными навыками макетирования из плоского листа бумаги.
Требования: Выбрать простую или составную сетку. Методом вычитания и сложения (соединения) ее ячеек составить композицию и вывести ее в рельефную форму макета . Размер 14 на 14 см., максимальная высота 3см.или меньше, желательны 2 -3 градации по высоте в пределах одной работы.

Слайд 5

Материалы необходимые для работы с макетами
.
Листы плотной чертежной бумаги, или белого картона.
Хорошо

Материалы необходимые для работы с макетами . Листы плотной чертежной бумаги, или
иметь несколько цветных листов, предпочтительно сложных сероватых оттенков – темно и светло серых, коричневых, черных.
Нож тонкий канцелярский со сменными лезвиями.
Картон на котором можно резать не повреждая стол.
Клей момент прозрачный или качественный ПВА.
Железные линейка или угольник до 20 см.
Циркуль, измеритель, иголка.
Круглые ножницы для вырезания кругов.
Карандаш твердый 2Т или 2Н.
Резинка.
Деревянная линейка.
Прозрачный пластмассовый угольник со скошенным или немного вырезанным краем.

Слайд 6

Методические указания: на этапе эскизирования возможен уменьшенный в 2-раза масштаб оригинала. Найденные

Методические указания: на этапе эскизирования возможен уменьшенный в 2-раза масштаб оригинала. Найденные
пропорции удачного эскиза необходимо увеличив в 2- раза точно, без потерь перенести на оригинал.
В рамках выбранной и вычерченной модульной сетки выстроить контрастные сочетания размеров – большие, маленькие элементы композиционной структуры; найти контрастные сочетания по их ориентации в пространстве - вертикальное - горизонтальное, диагонально; по сложности - простое, сложное (детализированное); контрастные сочетания масса, пространство; выстроить центр, акценты в этой однообразной структуре. И не забывать, что в контрастной паре одного элемента должно быть больше, чем другого. Иначе композиция просто «развалится» или будет очень путанной.
На этапе эскиза продумать высоту каждого элемента. Это можно наглядно выявить простым тонированием участков композиции. Например, высокие элементы оставить светлыми те , которые глубже – сделать серыми а самые глубокие - заштриховать черным.

Слайд 7

Порядок выполнения макета:
Сделать чертеж на плотной чертежной бумаге или белом картоне.
Вырезать

Порядок выполнения макета: Сделать чертеж на плотной чертежной бумаге или белом картоне.
поддон – он может быть из плотного картона размером 14 на 14см. Или он может быть выкроен из простой чертежной бумаги в виде «коробочки» высотой не более 0.5 см.
Перенести на лицевую поверхность поддона чертеж. По его линиям вы будете располагать и приклеивать элементы композиции. Только после этого можно склеить «коробочку» поддона.
Фигуры чертежа на отдельном листе – это «крыши» ваших объемных элементов композиции. Они вырезаются и приклеиваются встык к «стенам» объемных фигур.
«Стены» делаются так. Определяете 2 – 3 градации высоты элементов вашей композиции.

Слайд 8

Вычерчиваете полосу нужной ширины для конкретного элемента На узкой, полоске бумаги отмечаете,

Вычерчиваете полосу нужной ширины для конкретного элемента На узкой, полоске бумаги отмечаете,
следуя контуру чертежа, длину контуров этого элемента.
Переносите эти размеры на полосу - будущую «стену» - это места сгиба, который будет опоясывать объемную форму.
Делаете надрезы по этим местам сгиба на 1\3 толщины бумажного листа.
По этим надрезам бумага легко согнется, выявляя четкую линию сгиба.
Иногда, следуя контуру фигуры вы видите, что сгиб нужен в обратную сторону, а значит разрез тоже должен быть на обратной стороне полосы будущей «стены».

Слайд 9

Перенести линию разреза на обратную сторону бумаги можно протыкая места начала и

Перенести линию разреза на обратную сторону бумаги можно протыкая места начала и
конца линии иглой и, перевернув лист сделать надрез.
Клей на срез бумаги накладываем на лопаточкой из картона, стараясь вести ее с изнанки. Излишек можно убрать промакнув бумагой.
Подклеиваем крышу.
Склеиваем все объемные элементы. И только, собрав всю композицию и убедившись, что все хорошо можно приклеивать их на поддон.

Слайд 10

Рисунки

Рисунки

Слайд 11

На основе квадратной модульнй сетки построены композиции по типу плетенки

На основе квадратной модульнй сетки построены композиции по типу плетенки

Слайд 12

Чертеж плетенки и ее вариация в рельефе, объеме.

Чертеж плетенки и ее вариация в рельефе, объеме.

Слайд 13

Чертеж композиции на основе квадратной модульной сетки и его вариация в объемной

Чертеж композиции на основе квадратной модульной сетки и его вариация в объемной форме
форме

Слайд 15

Модульные сетки в пространстве становятся трехмерными. Можно поработать в этом ключе и

Модульные сетки в пространстве становятся трехмерными. Можно поработать в этом ключе и по глубинной координате.
по глубинной координате.

Слайд 17

Макет рельефа на основе простой прямоугольной или квадратной модульных сеток.

Макет рельефа на основе простой прямоугольной или квадратной модульных сеток.

Слайд 18

Квадратный модуль, где то выявлен и наращен в высоту( по углам), где

Квадратный модуль, где то выявлен и наращен в высоту( по углам), где
то сливается в линию ( по контурам), где то вырезан (центральные части). Центр композиции выявлен за счет высоты.

Слайд 19

Центр выявлен за счет более выявленной геометрической фигуры, тяготеющей к квадрату относительно

Центр выявлен за счет более выявленной геометрической фигуры, тяготеющей к квадрату относительно
линейной фигуры на периферии. Плюс осевые линии зрительно направляют взгляд к центру.

Слайд 20

Мощные двойные линии-оси ведут к центру, формируя наиболее сложную здесь фигуру –

Мощные двойные линии-оси ведут к центру, формируя наиболее сложную здесь фигуру – креста.
креста.

Слайд 21

Взгляд устремляется снизу вверх - к разряженному участку (центру). Контраст разряженности и

Взгляд устремляется снизу вверх - к разряженному участку (центру). Контраст разряженности и
заполненности «работает» в формировании центра. Кстати форма пустого пространства здесь может ассоциироваться с кроной дерева.

Слайд 24

Модульная сетка в архитектуре

Модульная сетка в архитектуре

Слайд 26

Рельефные формы в макете на основе составных модульных сеток. используя составные сетки важно

Рельефные формы в макете на основе составных модульных сеток. используя составные сетки
соблюдать принцип иерархии – больше задействовать какую-либо одну, а остальные по убывающей визуальной значимости В самой структуре составных сеток заложен принцип контраста по геометрическому признаку. Контрасты усиливают друг друга, поэтому композиции получаются эффектными.

Слайд 27

Составная модульная сетка на основе доминантной круговой и радиально- центрической ( «лучи»

Составная модульная сетка на основе доминантной круговой и радиально- центрической ( «лучи» из центра)
из центра)

Слайд 28

Композиция на основе сетки из полукругов, треугольников. Дополнять найденную композицию другими элементами,

Композиция на основе сетки из полукругов, треугольников. Дополнять найденную композицию другими элементами, нужно очень осторожно.
нужно очень осторожно.

Слайд 29

Составная модульная сетка на основе доминантной круговой и радиально- центрической

Составная модульная сетка на основе доминантной круговой и радиально- центрической

Слайд 30

В построениии композиции участвует центричная сетка из острых углов и прямых уголов,

В построениии композиции участвует центричная сетка из острых углов и прямых уголов,
последние частично перекрывают их на периферии.

Слайд 31

Доминирующая круглая сетка, дополненная в минимуме треугольной и прямоугольной - дает эстетически

Доминирующая круглая сетка, дополненная в минимуме треугольной и прямоугольной - дает эстетически «чистое» звучание.
«чистое» звучание.

Слайд 32

В качестве акцента служит круглая сетка, что логично – круг самая визуально

В качестве акцента служит круглая сетка, что логично – круг самая визуально
значимая и различимая форма. Основа квадратная сетка.

Слайд 33

Здесь «правит бал» круглая сетка. ЕЕ решительно пересекает и рассекает диагональная модульная

Здесь «правит бал» круглая сетка. ЕЕ решительно пересекает и рассекает диагональная модульная
тема. Горизонтальная и вертикальная в глубоком минимуме.

Слайд 34

Основа композиционной структуры – треугольники прямые и перевернутые. Она дополняется контрастной

Основа композиционной структуры – треугольники прямые и перевернутые. Она дополняется контрастной прямоугольной темой.
прямоугольной темой.

Слайд 35

Здесь главное «действующее лицо» - форма пространства. Выпуклые части рельефа нужны в

Здесь главное «действующее лицо» - форма пространства. Выпуклые части рельефа нужны в
качестве его формирования. Форма пространства выстроена на противопоставлении диагональных сеток, дополненная контрастирующими к ним полуокружностями.

Слайд 37

Сетка из сдвинутых друг относительно друга зеркально расположенных полукружия создают основу композиционной

Сетка из сдвинутых друг относительно друга зеркально расположенных полукружия создают основу композиционной
системы – ее центр. Который служит сцепляющим фактором для довольно активных контрастирующих к ним прямоугольных форм.

Слайд 38

Некоторая визуальная путаница возникает, когда ясное преобладание одной относительно другой отсутствует -

Некоторая визуальная путаница возникает, когда ясное преобладание одной относительно другой отсутствует -
как в левой части « бутона» стилизованного цветка.