Осип Эмильевич Мандельштам

Содержание

Слайд 2

Отец — Эмиль Вениаминович

1891.3(15) января – родился в Варшаве в

Отец — Эмиль Вениаминович 1891.3(15) января – родился в Варшаве в мелкобуржуазной
мелкобуржуазной еврейской семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске.
До 1907 года – учеба в Тенишевском училище, первые попытки писать стихи.
1907 – поездка в Париж, первое увлечение французскими символистами.
1909 – первые «серьезные» стихи, знакомство с Н.С. Гумилевым, сотрудничество с редакцией «Аполлона».

Биография поэта

Слайд 3

Мать — Флора Осиповна Вербловская

1911 – поступает на романо-германское отделение историко-филологического

Мать — Флора Осиповна Вербловская 1911 – поступает на романо-германское отделение историко-филологического
факультета Петербургского университета (который не закончил). Увлекается греческим языком и поэзией.

1910 – проводит два семестра в Гейдельбергском университете, занимается старофранцузским языком. По приезде в Петербург появляется на «башне» Вяч. Иванова, участвует в основанном Н.Гумилевым и С. Городецким «Цехе поэтов». Начинает печататься в «Аполлоне».

1913 – выход статьи «Утро акмеизма». Выход первой книги стихов под названием «Камень».

Слайд 4

1918 – знаменитый «эпизод» с Я.Блюмкиным, эсером-террористом, в последствии ставшим одним

1918 – знаменитый «эпизод» с Я.Блюмкиным, эсером-террористом, в последствии ставшим одним из
из влиятельнейших людей в ЧК.
1919 – едет в Киев, сотрудничает в местном журнале «Гермес», затем попадает во врангелевский Крым, где живет у Максимилиана Волошина в Феодосии.
1920 – поездка в Грузию. Живет в Батуме и Тифлисе (Тбилиси). Затем поселяется в Петербурге.

1916 – выход второго издания «Камня», значительно расширенного. Статьи о Чаадаеве и Франсуа Вийоне. Поездки в Крым, Киев, неприятности с ЧК, вмешательство А. Камнева.

Слайд 5

1922 – выходит вторая книга стихов «Tristia» (в старой орфографии, в издательстве

1922 – выходит вторая книга стихов «Tristia» (в старой орфографии, в издательстве
«Петрополис», с пометкой «Петербург – Берлин». Женится на Надежде Яковлевне Хазиной.

1925 – первая книга прозы «Шум времени», которая была переиздана в 1928 году под названием «Египетская марка».

1928 – начало травли Мандельштама. Обвинение в плагиате (перевод «Тиля Уленшпигеля»). Фактически прекращает печататься, появляются лишь редкие публикации («Звезда», «Новый мир», «Литературная газета»).

Слайд 6

1930 – поездка в Армению, цикл стихов об Армении (путевые заметки напечатаны

1930 – поездка в Армению, цикл стихов об Армении (путевые заметки напечатаны
в «Звезде»). Конфликт с А.Толстым.

1937 – Мандельштам с женой возвращаются в Москву.
1938 – новый арест. Смерть в заключении, место захоронения неизвестно.

1934 – наряд ГПУ делает в квартире Мандельштама обыск, находит стихотворения из так называемого «Волчьего цикла». Его приговаривают к ссылке в Чердынь. Поэт пытается покончить жизнь самоубийством, ссылка в Чердынь заменена ссылкой в Воронеж. Написание «Воронежской тетради».

Слайд 7

Последняя фотография Осипа Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме. Август 1938

Последняя фотография Осипа Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме. Август 1938
г.

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР. 2 августа 1938 г.

Слайд 8

Этапы творческой деятельности

Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему

Этапы творческой деятельности Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает
свои стихи):
Программа — сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью.
Сквозная тема стихов — хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы.
Интонация — удивленной простоты.
Форма — короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты).

Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, 1910 — первая публикация.

Слайд 9

«Смутно дышащими листьями…»

Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В темном небе

«Смутно дышащими листьями…» Смутно дышащими листьями Черный ветер шелестит, И трепещущая ласточка
круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
А над лесом вечереющим
Встала полная луна
Отчего так мало музыки
И такая тишина.

Слайд 10

Поэт ищет выхода в религии, посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах

Поэт ищет выхода в религии, посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах
его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.
Разрыв с «Академией стиха» и вступление в организацию «Цех поэтов».

В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов:
Программа акмеизма для него — конкретность, «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество.
Высокая торжественность интонаций, классические мотивы.
К нему приходит известность в литературных кружках

Слайд 11

Тема войны и революции

Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает.
Отношение

Тема войны и революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает.
к октябрю 1917 как к катастрофе сменяется надеждой на то, что новое государство может быть преображено хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету тепло человеческого слова.
Стихи 1916-21 гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».
В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен.
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» о судьбе маленького человека в провале двух эпох.

Слайд 12

«Зверинец»

Отверженное слово «мир» В начале оскорбленной эры; Светильник в глубине пещеры И воздух горных

«Зверинец» Отверженное слово «мир» В начале оскорбленной эры; Светильник в глубине пещеры
стран — эфир; Эфир, которым не сумели, Не захотели мы дышать. Козлиным голосом, опять, Поют косматые свирели. Пока ягнята и волы На тучных пастбищах водились И дружелюбные садились На плечи сонных скал орлы,— Германец выкормил орла, И лев британцу покорился, И галльский гребень появился Из петушиного хохла.

А ныне завладел дикарь Священной палицей Геракла, И черная земля иссякла, Неблагодарная, как встарь. Я палочку возьму сухую, Огонь добуду из нее, Пускай уходит в ночь глухую Мной всполошенное зверье!

Слайд 13

Вызов власти

Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует.
В

Вызов власти Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует.
1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 — стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»).
Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству: его стихи — о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление.
Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его — в эссе «Разговор о Данте» (1933).

Слайд 14

«Мы живем, под собою не чуя страны…»

Мы живем, под собою не

«Мы живем, под собою не чуя страны…» Мы живем, под собою не
чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, - Там помянут кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири верны. Тараканьи смеются усища И сияют его голенища. А вокруг его сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет, Лишь один он бабачит и тычет. Как подковы кует за указом указ - Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него, - то малина И широкая грудь осетина. "

Слайд 15

Основные произведения:

Сборники:
«Камень» (1913)
«Tristia» (1922)
«Вторая книга» (1923)
«Стихотворения» (1928)
Циклы:
«Армения» (1931)
«Воронежские тетради» (опубл. 1966)
Автобиографическая проза:
«Шум

Основные произведения: Сборники: «Камень» (1913) «Tristia» (1922) «Вторая книга» (1923) «Стихотворения» (1928)
времени» (1925)
«Египетская марка» (1928)
Сборник статей «О поэзии» (1928)
Эссе «Разговор о Данте» (1933, опубл. 1967)
Очерки («Путешествие в Армению», 1933)
Переводы Ф.Петрарки, О.Барбье, В.Скотта
Имя файла: Осип-Эмильевич-Мандельштам.pptx
Количество просмотров: 213
Количество скачиваний: 0