Первобытная культура

Содержание

Слайд 2

План
Предпосылки возникновения, периодизация и особенности духовной культуры первобытного общества
2. Первобытное искусство
2.1.

План Предпосылки возникновения, периодизация и особенности духовной культуры первобытного общества 2. Первобытное
Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
2.2. Зарождение архитектуры
2.3. Погребения
3. Ранние религиозные верования

Слайд 3

Цель и задачи
сформировать представление о первобытной культуре, ее особенностях и времени существования

Цель и задачи сформировать представление о первобытной культуре, ее особенностях и времени
проанализировать виды первобытного искусства и его характерные черты
определить особенности ранних религиозных верований
изучить динамику первобытного искусства от палеолита к неолиту
развивать умение выделять особенности развития культуры разных исторических эпох

Слайд 4

Литература
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. – М.,

Литература 1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. –
1990.
2. Грожан Д. В. История мировой культуры. – М., 2005.
3. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. – 2-е изд. – М., 1989.
4. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. Для учителя. В 3-х ч. – Ч. I. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения /Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 1987.
5. Ковалева О. В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М., 2006.
6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.
7. Малая история искусств. – М., 2002.
8. Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – М., 2006.
9. Первобытное и традиционное искусство /Под ред. Мириамова В. Б. – М., 1973.
10. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Сущенко Л. Г. Культурология: Учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М., 2006.

Слайд 5

Периодизация палеолита (древнего каменного века)

Периодизация палеолита (древнего каменного века)

Слайд 6

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Слайд 7

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Слайд 8

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Слайд 9

Характеристика мезолита и неолита

Характеристика мезолита и неолита

Слайд 10

Особенности формирования духовной культуры в мезолите

Особенности формирования духовной культуры в мезолите

Слайд 11

Особенности формирования духовной культуры в неолите

Особенности формирования духовной культуры в неолите

Слайд 12

Дольмен

Дольмен

Слайд 13

Дольмен – каменные столбы с перекрытиями

Дольмен – каменные столбы с перекрытиями

Слайд 14

Менгиры – отдельные каменные столбы

Менгиры – отдельные каменные столбы

Слайд 15

МЕНГИРЫ – мегалитические сооружения в местечке Карнак (департамент Морбион на западе Франции).

МЕНГИРЫ – мегалитические сооружения в местечке Карнак (департамент Морбион на западе Франции).
Датируются 5000–2000 лет до н.э. (неолит-бронза). В Карнаке насчитывается 2935 менгиров

Слайд 16

Стоунхендж – внесенное в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на

Стоунхендж – внесенное в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на
Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия)

Слайд 17

Первобытное искусство (отпечатки рук)

Первобытное искусство (отпечатки рук)

Слайд 18

Оттиск человеческой руки

Оттиск человеческой руки

Слайд 19

Пещерное искусство и первобытная магия

Примерно 35000 лет назад мы встречаем самые ранние

Пещерное искусство и первобытная магия Примерно 35000 лет назад мы встречаем самые
произведения первобытного искусства. Они демонстрируют уверенность и изящество

Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция

Слайд 20

Альтамира.
Лань

Альтамира. Лань

Слайд 21

Первобытное
искусство (Бизон)

Первобытное искусство (Бизон)

Слайд 22

Раненый бизон. Альтамира. Верхний палеолит

Раненый бизон. Альтамира. Верхний палеолит

Слайд 23

Бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен

Бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен

Слайд 24

Оглянувшийся бизон. Палеолит.
Пещера Ла Мадлен, Франция. Скульптура длиной 10 см.
Считается, что

Оглянувшийся бизон. Палеолит. Пещера Ла Мадлен, Франция. Скульптура длиной 10 см. Считается,
здесь мастерски передано движение животного

Слайд 25

Одними из самых замечательных образцов искусства палеолита являются изображения животных из пещеры

Одними из самых замечательных образцов искусства палеолита являются изображения животных из пещеры Альтамира в северной Испании
Альтамира в северной Испании

Слайд 26

Изображение бизонов на потолке Альтамиры. Верхний палеолит

Изображение бизонов на потолке Альтамиры. Верхний палеолит

Слайд 27

Рисунки никогда не встречались у входа в пещеру, а всегда скрыты дальше

Фрагмент

Рисунки никогда не встречались у входа в пещеру, а всегда скрыты дальше
росписи пещеры Пеш-Мерль, Ло, Франция

Слайд 28

Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах «мобильного»- искусства,

Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах «мобильного»- искусства,
созданных на таком «сырье», как камень, кость, бивни мамонта или оленьи рога. Повседневное соприкосновение с ними художника позволяло ему изображать животных с большой долей естественности, натурализма и жизненности. Среди лучших примеров такого великолепного мастерства художника – голова ржащей лошади, найденная в Мас-д'Азиле (Арьеж, Франция), длиной 4 см, которая хранится в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ

Слайд 29

Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция

Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция

Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция

Слайд 30

Наскальная живопись пещеры Шове, юг Франции, департамент Ардеш

Наскальная живопись пещеры Шове, юг Франции, департамент Ардеш

Слайд 31

Олень. Живописное изображение в пещере Фон-де-Гом, Франция. Эпоха Мадлен

Олень. Живописное изображение в пещере Фон-де-Гом, Франция. Эпоха Мадлен

Слайд 32

Олени, переходящие через реку. Резьба по кости. Фрагмент. Верхний палеолит.

Олени, переходящие через реку. Резьба по кости. Фрагмент. Верхний палеолит.

Слайд 33

Копьеметалка с фигурой птицы

Копьеметалка с фигурой птицы

Слайд 34

Первобытное искусство. Олень, лань, дикая коза. Мезолит

Первобытное искусство. Олень, лань, дикая коза. Мезолит

Слайд 35

Пещерное искусство и первобытная магия
Остается мало сомнений, что росписи создавались как часть

Пещерное искусство и первобытная магия Остается мало сомнений, что росписи создавались как
магического ритуала
Охота на оленей. Левантийская наскальная роспись в пещере Валльторта, Испания, мезолит

Слайд 36

Первобытная охота. Охота на оленей. Неолит

Первобытная охота. Охота на оленей. Неолит

Слайд 37

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории).
«Венеры» эпохи палеолита получили название «толстушек»

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). «Венеры» эпохи палеолита получили название «толстушек»
(«брюхатых») за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

Слайд 38

Первобытная Венера. Слоновая кость. Первобытное искусство

Первобытная Венера. Слоновая кость. Первобытное искусство

Слайд 39

Первобытное искусство. Женщины с детьми. Неолит

Первобытное искусство. Женщины с детьми. Неолит

Слайд 40

Первобытное искусство. Орнаментальное изображение

Первобытное искусство. Орнаментальное изображение

Слайд 41

Испания. Схематическое изображение человеческой фигурки

Испания. Схематическое изображение человеческой фигурки

Слайд 42

Искусство древнего мира. Жираф. Наскальная роспись в Тассили. (Неолит)

Искусство древнего мира. Жираф. Наскальная роспись в Тассили. (Неолит)

Слайд 43

Виды первобытного искусства

Виды первобытного искусства

Слайд 44

Стоянка – самая ранняя форма человеческого жилья

Стоянка – самая ранняя форма человеческого жилья

Слайд 46

Погребения

Погребения

Слайд 47

Ступенчатая пирамида Джосера

Ступенчатая пирамида Джосера

Слайд 48

Стоунхендж

Стоунхендж

Слайд 49

Стоунхендж

Стоунхендж

Слайд 50

Миф и мифология

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной

Миф и мифология Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и
деятельности на разных стадиях общественного развития

Слайд 51

Предпосылкой мифологической «логики» служила неспособность человека выделить себя из окружающей среды и

Предпосылкой мифологической «логики» служила неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мышления
нерасчлененность мышления

Слайд 52

Миф и мифология

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в

Миф и мифология Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и
действиях – обрядах, танцах
Миф и обряд представляли собой единство

Слайд 53

Миф и мифология

Вывод:
миф представляет собой интегральный результат всего духовного развития первобытной

Миф и мифология Вывод: миф представляет собой интегральный результат всего духовного развития
эпохи
Мифология – своеобразная форма проявления мировоззрения первобытного общества

В мифологии отразились нравственные взгляды, эстетическое отношение человека к действительности
Образы мифологии часто осмысливались искусством

Слайд 54

Первобытное общество

Первобытное общество

Слайд 55

Резюме

Мы узнали с вами периодизацию первобытного общества, выделили основное содержание палеолита, мезолита,

Резюме Мы узнали с вами периодизацию первобытного общества, выделили основное содержание палеолита,
неолита.
Познакомились с эволюцией технического исполнения первобытного искусства: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук – к многоцветной живописи; от царапин и гравировок – к барельефу; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного – к скульптуре.
Мы выделили основные черты первобытной культуры и узнали, что она имела синкретический характер, первобытное искусство в основном было предназначено для культовых обрядов – ритуалы с целью удачной охоты и др., но несомненно присутствие и эстетического предназначения предметов первобытного искусства. Мы проследили путь изобразительного искусства по историческим этапам от реального изображения до схематизации и превращению рисунка в орнамент, который выполнял также культовую функцию.

Слайд 56

Мы рассмотрели также изменение картины мира в глазах первобытного человека, познакомились с

Мы рассмотрели также изменение картины мира в глазах первобытного человека, познакомились с
ранними религиозными верованиями и попытками обобщить эту картину с помощью мифа.
Вопрос о первобытной культуре принадлежит к числу значимых для культурологии, так как через постижение механизма зарождения культуры человеку дано приблизиться к постижению самого себя и мира современной культуры.

Слайд 57

Вопросы для самопроверки

Назовите этапы первобытной эпохи.
Как Вы понимаете понятие «обряды инициации»?
Перечислите первые

Вопросы для самопроверки Назовите этапы первобытной эпохи. Как Вы понимаете понятие «обряды
формы религии. Дайте краткую им характеристику.
Что представляют собой меандры?
Какие виды первобытного искусства Вы знаете?
Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи.

Слайд 58

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы

В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы В потайных скалистых пещерах, куда археологи
с трудом, ощупью, иногда вплавь – через подземные реки, им удавалось обнаружить целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния из выступов скалы обтесаны и доведены до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (во Франции) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы, у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя.
Почему такие «музеи» были найдены только в XIX в.?
Предположите, каково назначение этих изваяний, скульптурок, наскальных рисунков?
Археологи не обнаруживали в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему?
Имя файла: Первобытная-культура.pptx
Количество просмотров: 1342
Количество скачиваний: 21