Подготовка к сочинению По картине К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Содержание

Слайд 2

Натюрморт

НАТЮРМОРТ — один из жанров изобразительного искусства, главным образом — живописи. В

Натюрморт НАТЮРМОРТ — один из жанров изобразительного искусства, главным образом — живописи.
натюрморте изображаются только обиходные, т. е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т. е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" — букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам.

Слайд 7

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ (1878-1939), русский художник, теоретик искусства и писатель.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ (1878-1939), русский художник, теоретик искусства и
Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895-1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908)

Слайд 8

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал
в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, а с 1927 — в Пушкине

Слайд 9

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы
легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы — в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) — простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна". Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины — в Третьяковской галерее).

Слайд 10

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет
принцип "сферической перспективы", который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". По-своему "планетарны", монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета — в Третьяковской галерее). Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) -на тему "уплотнения бывших буржуев" — как сатира на новый быт.

Слайд 11

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в
свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) — своего рода "вымышленные автобиографии", где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910-1915) и Академии художеств (1918-1933).
Умер Петров-Водкин в Ленинграде в 15 февраля 1939 года

Слайд 12

«Смерть комиссара»

«Смерть комиссара»

Слайд 13

«Купание красного коня»

«Купание красного коня»

Слайд 14

«Мать»

«Мать»

Слайд 15

«Новоселье»

«Новоселье»

Слайд 16

«Утренний натюрморт»

«Утренний натюрморт»

Слайд 17

Какое впечатление производит на вас этот натюрморт?
Как вы понимаете название этой картины?
Как

Какое впечатление производит на вас этот натюрморт? Как вы понимаете название этой
можно по-другому назвать этот натюрморт?
Ощущаете ли вы присутствие человека?
Что вы можете сказать о построении (композиции) картины?

Слайд 18

Что вы можете сказать о расположении предметов на столе? Опишите их.
Как вы

Что вы можете сказать о расположении предметов на столе? Опишите их. Как
думаете, какие люди живут в этом доме?
Какие цвета преобладают в натюрморте – холодные или тёплые?
Почему художник использовал именно такие цвета?

Слайд 19

Искусствоведческий текст

Искусствоведческий текст

Слайд 20

Искусствоведческий текст

«Утренний натюрморт». К 125-летию К.С. Петрова-Водкина
Дата: 27.11.2003
Регион: Приволжский
В музей имени

Искусствоведческий текст «Утренний натюрморт». К 125-летию К.С. Петрова-Водкина Дата: 27.11.2003 Регион: Приволжский
А. Н. Радищева в настоящее время проходит выставка одной картины. Это «Утренний натюрморт» К. С. Петрова – Водкина. Он был предоставлен Русским музеем, и экспонирование этого произведения 1918 года стало возможным благодаря прошедшему в октябре юбилею художника, его 125-летию.
Русское искусство начала XX века переживает новое возрождение натюрморта, жанра, в котором по характеристике самого Петрова-Водкина, художник «беседует с натурой» и его «сюжет и психологизм не загораживает определения вещей в пространстве». Известна дата написания работы – 1918 год, первый год революции, начало гражданской войны, карточная система военного коммунизма и охваченная всеобщей неустроенностью страна, переживающая один из самых страшных сломов в истории.

Слайд 21

А на картине К. С. Петрова-Водкина букет, который, по выражению поэта Льва

А на картине К. С. Петрова-Водкина букет, который, по выражению поэта Льва
Мочалова «еще не забыл о поле», блестящий чайник, в котором отражаются нехитрые предметы утреннего завтрака – яйца и чай – на смещенной, как бы опрокидывающейся поверхности стола, и на все это грустно взирает старая собачья морда.
«Кусок» размеренного дачного быта, где в замкнутом пространстве деревянного стола с остывающим в стакане чаем остановлено мгновение, весь пронизан солнечным светом, дающим блики по столу, банке, в которой стоят колокольчики, стакану, блюдцу… Этот свет создает в произведении особое жизнерадостное и жизнеутверждающее настроение. Наверное, поэтому картина вошла в школьные учебники, и учащиеся 5-х и 7-х классов пишут по ней сочинение.