Слайд 2Майя Михайловна Плисецкая
(20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия)
![Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-1.jpg)
Слайд 3 Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990
![Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-2.jpg)
годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
Снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор нескольких мемуаров.
По праву считается одной из величайших балерин XX века.
Слайд 4 Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого
![Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-3.jpg)
и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей. Родители были репрессированы. Чтобы девочка не попала в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер. С 8 лет занималась в балетной школе. В 4 классе Майя станцевала партию крошки-феи в балете «Спящая красавица» П. Чайковского.
Слайд 5 С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй
![С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-4.jpg)
находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь.
В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. В 20 лет исполнила сложнейшую партию «Раймонды» в балете А. Глазунова.
Слайд 6 Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага
![Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-5.jpg)
и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии.
Слайд 7 В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Константиновича Щедрина. Семья
![В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Константиновича Щедрина. Семья Щедрина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-6.jpg)
Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почётного звания Народный артист СССР.
Слайд 8 После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого
![После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-7.jpg)
театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.
В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси
Тверской в экранизации романа «Анна
Каренина» — через несколько лет она
выберет «Анну Каренину» для своего
балетмейстерского дебюта и сама выйдет на
сцену уже в заглавной роли.
Слайд 9Партии в репертуаре
Большого театра: Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта
![Партии в репертуаре Большого театра: Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-8.jpg)
в «Ромео и Джульетте», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» и другие.
Слайд 10 В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным
![В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-9.jpg)
руководителем Римского театра оперы и балета, а затем — Испанского национального балета в Мадриде, выступала в спектаклях.
В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда». В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм.
После увольнения из театра в 1990 году в возрасте 65 лет не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя».
Слайд 11 С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной
![С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-10.jpg)
актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.
Слайд 12
«Не было страха идти навстречу неизвестному, не было страха преклонения
![«Не было страха идти навстречу неизвестному, не было страха преклонения перед авторитетами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-11.jpg)
перед авторитетами, не было страха слышать, что говорят другие. Всегда была уверенность. Мне было интересно на сцене». М. Плисецкая.
Слайд 13Цветы от благодарных поклонников таланта
![Цветы от благодарных поклонников таланта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/959444/slide-12.jpg)