Слайд 2
Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-просветитель, сесен-скитальц, передовой мыслитель и педагог, чей
поэтический талант до сих пор продолжает будоражить умы и сердца любителей прекрасного, чьи жизнь и творчество всегда будут оставаться ярким примером беззаветного служения народу.
Слайд 3
Всю свою сознательную жизнь Мифтахетдин Акмулла провел в скитаниях по башкирским аулам,
бескрайним казахским степям. Он жил среди башкир, татар, казахов, был их большим другом и пламенным просветителем. Как бы сообразуя свое поэтическое творчество с жизнью народа, с кочевническим укладом башкир и казахов, Акмулла творил, разъезжая по странам, городам, деревням и многочисленным аулам. Истоки этой духовной близости берут свое начало в той среде и атмосфере, в которой прошли детские и отроческие годы поэта.
Слайд 4Несчастным сиротой у мачехи я рос,
Голодный и худой, я столько перенес!
В рубашку
грязную, дырявую одет,
Я рвался к грамоте, пролил много слез!
(Перевод С.Липкина)
Так вспоминает Акмулла о своем детстве.
Слайд 5
Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетдином в большой семье отца, под
«кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять свое человеческое достоинство.
Слайд 6
«Палочное воспитание» продолжается и в медресе.Он в разные годы учился и в
Анясовском, и в Менеузтамакском, и в знаменитом в то время Стерлибашевском медресе, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки.. Крайне убогое состояние учебного процесса, бессмысленная зубрежка религиозных канонов, разделов из Корана, назойливые назидания невежественных мулл пробуждают в нем протест, который выразился первоначально в таких примитивных формах, как всякого рода проказы против богатых шакирдов и мулл, как демонстративный побег из медресе
Слайд 7
Однако буйный характер Акмуллы, его идеалы, бунтарский дух и поэтическая натура остались
недоступными ни окружающим блюстителям канонов шариата, ни даже его родному отцу Камалетдину , человеку своенравному и жестокому, строившему взаимоотношения членов семьи на патриархально-феодальный лад.
И схоластические порядки в медресе не сумели воспитать в Акмулле религиозный фанатизм, а наоборот, пробудили в нем ненависть ко всему косному: успевший познать облагораживающую силу знаний Акмулла окончательно убеждается в мысли о несовместимости ее с невежеством.
Слайд 8Откровенно пренебрежительное отношение к блюстителям канонов шариата, к представителям мусульманского духовенства Акмулла
сохранил на всю жизнь. Разумеется, и его противники старались не оставаться в долгу, - в свою очередь, тоже не упускали момента, чтобы как-то опозорить, очернить Акмуллу в глазах народа, унизить его. Известен такой факт: у Акмуллы было произведение, посвященное Ходже Насретдину (к сожалению, до нас не дошедшее). Поэт тепло отзывался о Ходже. На одном из меджлисов, где присутствовал и Акмулла, муллы и ишаны, с умным видом показывая на него пальцем, говорили: «Посмотрите, люди, этот мулла восхваляет красноголового богоотступника , видно, этот Акмулла сам красноголовый» - и наклеили на него ярлык - прозвище «красноголовый».
Слайд 9
Он сам в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно-поэтическое
творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси». Шакирд Акмуллы Дусмаил Каскынбаев, который после смерти учителя собирал материалы для составления его биографии, писал: «...Считая себя хорошим знатоком фарси, (Акмулла) всегда возил с собой «Маслях аль-Муттакин», «Мурад аль-Гарэфин», «Субат апь-Гажизин» суфия Аллаяра и часто склонялся над ними».
Слайд 10Он всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей
педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. Акмулла писал свои стихи на так называемом «тюрки». Но в школе детей старался обучать на том языке, на котором они разговаривали. Например, в казахской школе преподавал по-казахски, в башкирской - по-башкирски».
Слайд 11Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы
морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.