Презентация на тему Проблема сознания в философии

Содержание

Слайд 2

Проблема сознания в философии

Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных,

Проблема сознания в философии Проблема сознания — одна из самых трудных и
ибо она сопутствует человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Именно поэтому на протяжении столетий не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывала процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его элементы, как ощущение, восприятие, представление. В прошлом столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти элементы, почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы - значит объяснить феномен сознания.

Слайд 3

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом
под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть:
1) форма или способ данности предмета,
2) форма или способ данности мира вообще.
Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно.
Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Слайд 4

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение
было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.
В античности Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом.
В Новое время человек отказывается от Бога, поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.

Слайд 5

Сущность сознания

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности,

Сущность сознания Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной
способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из:
1) чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом,
2) знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,
3) обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира).

Слайд 6

Происхождение сознания

Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия

Происхождение сознания Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия
и предпосылки для качественного скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно, следует выяснить, чем отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия можно свести к трем основным:
1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных;
2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных;
3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.
Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково главное содержание очерченного выше скачка.

Слайд 7

трудовая теория антропогенеза

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца

трудовая теория антропогенеза Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до
так еще и не разгадана. Наиболее удовлетворительно на сегодняшний день эту тайну раскрывает трудовая теория антропогенеза, базирующаяся на четырех основных положениях:
1. Ключ к разгадке, которую представляет происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове — труд. Вначале было дело! Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.
2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и останется им до тех пор, пока вообще существуют люди.
3. Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий труда и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а затем к социальной системе знаков — к языку.
4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее общественного характера стали возможными благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямо - хождению и, как следствие — к развитию ладони. Это дало передним конечностям возможность для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию и регулярному использованию орудий труда.

Слайд 8

Источники сознания

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания. Сложились разные

Источники сознания Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания. Сложились
стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др.
1) Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.
2) Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Слайд 9

3) Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
Внешний предметный и

3) Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: Внешний предметный
духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.
Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.
Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).
Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга.

Слайд 10

Теория отражения

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия

Теория отражения Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе
с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики.
примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления.
Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:
1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;
2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;
3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.
Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности:
Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды;
Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе.

Слайд 11

Структура сознания

а) Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире.

Структура сознания а) Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о
Не случайно оно тесно связано с познанием.
Р.Декарт:
“Я - субстанция, сущность, природа которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи...
" Я есть, я существую" - это достоверно. Но сколько времени? На столько, сколько я мыслю, ибо возможно, что я совсем бы перестал существовать, если бы окончательно перестал мыслить”.
Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. В структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Слайд 12

б) Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,

б) Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,
своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Д.Дидро:
“- Могли бы вы мне определить, в чем заключается бытие чувствующего существа в отношении к самому себе?
- В том, что оно сознает самого себя начиная с первого момента сознания до настоящего времени...”
Уровни самосознания:
Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.
Третий - самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которое хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Слайд 13

в) сознание и бессознательное

Изучение феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его

в) сознание и бессознательное Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его
признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций.
Бессознательное:
- либо рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности,
либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
Очевидно, что для понимания бессознательного как философской категории нам важно лишь второе значение этого термина. Хотя, следует отметить, что на протяжении истории развития философской мысли, эти два значения сливались и взаимоподменялись (например, очень трудно провести между ними границу в работах Декарта, Фрейда и др.).

Слайд 14

3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать,

3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать,
поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.
В область бессознательного входят :
1)психические явления, возникающие во сне (сновидения);
2)ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми;
3) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели,
4) некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Слайд 15

г) сознание и мышление

Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий

г) сознание и мышление Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий
высшую ступень человеческого познания.
Гегель:
“То, что получается при размышлении, есть продукт нашего мышления. Так, например, Солон дал афинянам законы, которые были произведением его мышления. С другой стороны, однако, мы рассматриваем всеобщее, законы как противоположность чему-то субъективному и познаем в нем существенное, истинное и объективное вещей”.
Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности”. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности.
Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.

Слайд 16

д) сознание и память

Память - это способность организма сохранять и воспроизводить

д) сознание и память Память - это способность организма сохранять и воспроизводить
информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
Гельвеций:
“Одна способность - получать различные впечатления, производимые на нее внешними предметами; она называется физической чувствительностью. Другая способность - сохранять впечатление, произведенное на нас внешними предметами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящиеся, но уже ослабленные ощущения”.
Память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления.

Слайд 17

е) сознание и язык

язык - это система знаков, с помощью которых

е) сознание и язык язык - это система знаков, с помощью которых
люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание (номинативная и познавательная функция), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция).
Гегель:
“Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии”.
Сознание и язык неразрывно связаны, едины. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы.
Искусственные языки - одно из средств интернационализации науки. Они позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала.

Слайд 18

Материальное и идеальное

Идеальное, составляющее сознания - это не сами вещи и

Материальное и идеальное Идеальное, составляющее сознания - это не сами вещи и
не их части или стороны, это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Но дело в том, что образы сознания, выступают в качестве реальности субъективной. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер.
Образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. Проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов.
Идеальное - сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное - значение, смысл слов, языковых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах (от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта), - условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.
Имя файла: Презентация-на-тему-Проблема-сознания-в-философии-.pptx
Количество просмотров: 1618
Количество скачиваний: 27