Содержание
- 2. Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. В
- 3. Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ. Им соответствуют три “души” :
- 4. в основе каждой культуры лежит душа. культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. “Культура
- 5. Переход культуры к цивилизации Смерть культуры - исчерпание её души. “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий
- 6. В чём же различия между культурой и цивилизацией Николай Александрович Бердяев. (Худ. Попов Александр, г. Воскресенск
- 7. Цивилизация как гибель культуры Культура жива до тех пор, пока она сохраняет сокровенную связь с человеческой
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2 Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении
Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении
В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, индия, Китай и культура Майи.
Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия.
Теория культуры
Освальд Шпенглер (Oswald Spengler) [29 мая 1880 — 8 мая 1936] – немецкий философ.
Цивилизация - выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры.
Слайд 3Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ.
Им соответствуют
Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ.
Им соответствуют
АПОЛЛОНОВСКАЯ, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело
ФАУСТОВСКАЯ ДУША, символом которой является беспредельное пространство, динамизм
МАГИЧЕСКАЯ ДУША, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними
Концепция культуры
Слайд 4в основе каждой культуры лежит душа.
культура - это символическое тело, жизненное воплощение
в основе каждой культуры лежит душа. культура - это символическое тело, жизненное воплощение
“Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”
Всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур.
Слайд 5Переход культуры к цивилизации
Смерть культуры - исчерпание её души.
“Цивилизация есть неизбежная
Переход культуры к цивилизации
Смерть культуры - исчерпание её души.
“Цивилизация есть неизбежная
Культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”
Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама.
Слайд 6В чём же различия между культурой и цивилизацией
Николай Александрович Бердяев. (Худ. Попов
В чём же различия между культурой и цивилизацией
Николай Александрович Бердяев. (Худ. Попов
Культура не развивается бесконечно. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации
Культура, - отмечал Бердяев, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию”
Цивилизация “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”.
“Культура - религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна... Культура происходит от культа, она связана с культом предков
Слайд 7Цивилизация как гибель культуры
Культура жива до тех пор, пока она сохраняет
Цивилизация как гибель культуры
Культура жива до тех пор, пока она сохраняет
Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил.
“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено.
Николай Алексеевич Бердяев: