Слайд 2 Матрёшка приобрела небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ
русского народного искусства. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. О матрёшке – деревянной расписной игрушке «с секретом» – знают даже в самых отдалённых от России странах.
Слайд 3Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна»)
— русская деревянная игрушка в виде расписной
куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Слайд 4История возникновения матрёшки.
Почти всегда они имеют яйцевидную форму с плоским донцем
и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке.
Слайд 5С острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума),
которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки
Слайд 6История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки
способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
Слайд 7В одном из альбомов,
посвященных творчеству
русского художника
С.В. Малютина
можно увидеть
необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы.
Слайд 8Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала
мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве,
где с 1898 года работал
токарь В.П. Звездочкин.
Слайд 9Последовательность изготовления матрешки:
1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения
цилиндрической формы
2- Выравнивание торца заготовки.
3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки
Слайд 104- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки
5- Формирования четверти
уступа для соединения матрешки
6- Отрезка нижней части матрешки
Слайд 117- Выборка внутренней полости верхней части матрешки
8- Соединения нижней и верхней
части матрешки
9- Формирования наружной формы матрешки.
10 Шлифования матрешки
Слайд 1211- Обрезка верхней части матрешки
12- Готовая заготовка – «бельё».
13- На загрунтованную
(крахмальным клейстером или клеем ПВА) заготовку, наносят карандашом контур рисунка.
Слайд 1314- Роспись матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми красителями, темперой, гуашью.
15- Готовое
изделие лакируют масляным или ниролаком. Матрешка готова.
Слайд 14Сергеево-посадская и загорская матрёшка.
Слайд 18В нашей области деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или
сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.
Слайд 19Характерная черта нашей матрёшки – роскошный золотой головной убор (кокошник), на переднике
изображены сюжеты русских народных сказок, прекрасные пейзажи и картины, связанные с Россией.
Для украшения также
часто используется бисер,
стразы, золотая поталь,
краски с особым
свечением.
Слайд 20Волосы обозначены сплошной монотонной заливкой или хорошо прорисованы, как например у полховской.
Румяна у тверской размытые и похожи на настоящие. Еще одна особенность: рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Раскрашивается гуашью. Используют роспись одного мазка. Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным
аппаратом, что отличает Твер-
скую матрешку от всех
остальных.
Слайд 21АВТОРСКАЯ МАТРЁШКА
Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом
Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в
своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.
Слайд 22Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ
«Афимолл» в Москве.
Слайд 23Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись,
на некоторых изображены русские сказки.
Слайд 24Матрешка – это постоянный источник народного творчества, она обладает большим потенциалом из-за
своего уникального устройства вложения одной куклы в другую.
Слайд 25Плана работы.
Работы выполняем сверху вниз
1. Оформить лицо.
2. Украсить платок
3. Затем всё остальное
(руки, сарафан, передник, пейзаж или цветочный узор)