Слайд 2Цель работы :
Осмысление роли русского символизма в литературном процессе XX века
Слайд 3В русской литературе начала XX века, по мнению специалистов, ведущим
направлением
являлся
именно символизм
Слайд 4Задачи работы :
Проследить, как влияла поэтика символизма на творчество таких авторов,
как Гиппиус З.Н., Брюсов В.Я., Блок А.А., Бальмонт К.Д., чья деятельность тесно связана с «символистским» периодом истории литературы;
Определить вклад этих поэтов в разработку теоретических проблем символизма, показать жанровое своеобразие их лирики;
Проследить эволюцию эстетических взглядов поэтов на фоне их принадлежности к различным кружкам.
Слайд 5Начало ХХ века, представляет собой :
Поворот к новому пониманию
действительности и культуры
Поворот к переосмыслению
вопроса о значении
и функциях литературы
Новую парадигму
эстетического мышления
Слайд 6Русский символизм -
Явление в высшей степени многогранное, неоднородное
Внутри него существуют
самые различные течения которые зачастую даже не могут быть сведены к понятию той или иной конкретной школы или кружка и реализуются в творчестве отдельных авторов
Слайд 7Символисты – постоянно эволюционировали, менялись и их эстетические установки, и сама жизненная
позиция
Общая и важнейшая тенденция – поиск новых путей в
искусстве и в самой жизни.
Слайд 8
Важнейшее качество литературы символизма –
её полигенетичность
Эстетическое сознание
символистов стремилось
вобрать в
себя, синтезировать
все мировое культурное наследие
Слайд 9Школа символистов -
Раздвинула рамки наших представлений о художественном творчестве
Показала, что
канон красоты не есть только академический канон
Оправдала как разные виды единого творчества; и оттого-то в пределы недавнего реализма вторглась романтическая фантастика; и обратно: бескровные тени романтизма получили в символической школе и плоть, и кровь
Слайд 10Становление и развитие символизма
1892 г. - трактат Д. Мережковского
“О причинах упадка
и о новых течениях современной русской литературы”
1894–1895 гг. три сборника
“Русские символисты”
Слайд 11Символизм возник в России не изолированно от Запада.
Однако они решительно отрицали
свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы.
Они искали свои корни в
русской поэзии – в книгах
Тютчева, Фета, и даже в
поэзии Пушкина и Лермонтова.
Слайд 12
1900 год - рубеж, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо
Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых
философией идеализма
Слайд 13Символы (Symbolus) :
Образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и
широкую, лишенную строгих границ, возможность истолкования. Он таит в себе глубинный смысл, как бы светится им.
Знамения иной действительности
Должны выразить то, что нельзя просто изречь
Беглый язык намеков, недосказов, тут нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь,
но для чего в языке не найдешь и слова
Слайд 14Кружки (1909 - 1912 гг.) :
Ритмический кружок под руководством А. Белого;
Философский под
руководством Ф. Степуна;
Кружок по изучению символизма, возглавляемый Эллисом
Слайд 15В 1910-х годах школа символизма “застыла в своих традициях, отстала от темпа
жизни”
Как течение в русской литературе исчез с приходом
революционного 1917 года.
Слайд 17Валерий Брюсов
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый
прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Слайд 19Константин Бальмонт
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный
ручей.
Я – для всех и ничей
Слайд 20Русский символизм сегодня –
Экспозиция в Третьяковской галереи на Крымском валу