Содержание
- 2. Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать
- 3. Формационный подход: В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным») ,
- 4. Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — это
- 5. Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных
- 6. Переходное государство: Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в
- 7. Цивилизационный подход: В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных
- 8. Виды цивилизаций: В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций:
- 9. Понятие цивилизация развил и конкретизировал английский историк А.Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и окольное
- 10. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это
- 11. Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества. 1. Сущность государства определяется
- 12. Вывод: Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга,
- 13. Соотношение государства и общества.
- 14. Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря
- 15. Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, присуща государственная организация. В
- 16. Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого
- 17. . Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических
- 18. Государство и общество находятся во взаимосвязи: 1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего
- 19. Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в
- 20. Вывод: Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства
- 22. Скачать презентацию
Слайд 2Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками.
Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками.

Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства )
Типология государства- это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование
формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация);
цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).
Слайд 3Формационный подход:
В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и
Формационный подход:
В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.
Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако, он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.
Слайд 4Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности
Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности

Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.
Слайд 5Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства
Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200 - 300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.
Слайд 6Переходное государство:
Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой
Переходное государство:
Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой

Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, “перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью пролетариата передовых стран, — писал Ленин, — отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”
Слайд 7Цивилизационный подход:
В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним
Цивилизационный подход:
В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним

Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.
Слайд 8Виды цивилизаций:
В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить
Виды цивилизаций:
В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить

1) локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индская и др.);
2) особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.);
3) древние, средневековые и современные;
4) крестьянские, промышленные и научно-технические;
5) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
6) мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации
Слайд 9Понятие цивилизация развил и конкретизировал английский историк А.Тойнби. Под цивилизацией он понимал
Понятие цивилизация развил и конкретизировал английский историк А.Тойнби. Под цивилизацией он понимал

Слайд 10Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а
Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).
Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, не входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую и др.
Слайд 11Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т. д.
3. Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Слайд 12Вывод:
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и
Вывод:
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и

Слайд 13Соотношение государства и общества.
Соотношение государства и общества.

Слайд 14Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и
Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и

Слайд 15Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями,
Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями,

Слайд 16Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности
Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие “относительная самостоятельность государства” призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности
Слайд 17.
Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как
.
Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.
Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства
Слайд 18Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли
Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;
3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;
4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.
Слайд 19Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает
Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным.
В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.
Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т. п.
Слайд 20Вывод:
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль.
Вывод:
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль.
