Среда как объект проектирования. Композиция и цвет в проектировании архитектурной среды. Типология форм среды

Содержание

Слайд 2

Среда – это с одной стороны, окружающая человека природа, а с другой стороны

Среда – это с одной стороны, окружающая человека природа, а с другой
– искусственная среда, созданная самим человеком. Формирование полноценной среды обитания, отвечающей требованиям безопасности, полноценного функционирования и развития человека, а также отвечающая его эстетическим запросам, является одной из важнейших задач дизайнерского проектирования.

Природная среда

Социальная среда

Слайд 3

Компоненты среды

Архитектурные и инженерные объемы и массы (здания и сооружения). Вычленяют пространство и

Компоненты среды Архитектурные и инженерные объемы и массы (здания и сооружения). Вычленяют
создают первичные впечатления;
Плоскостные сооружения: площадки, тротуары, дороги и др. Задают габариты и конфигурацию пространства среды. 
Архитектурные детали (декор).
Произведения монументально-декоративного искусства (монументы, крупные панно) могут быть компонентом среды или работать как фрагмент фасада или покрытия.
Информационные устройства могут декорировать архитектурные сооружения (реклама, витрины) или образуют самостоятельные объекты (указатели, афишные тумбы).
Элементы городского оборудования (скамьи, фонари, киоски)
Объекты благоустройства (мощения, ограды, лестницы)
Ландшафтные элементы (газоны, цветники, деревья и кустарники, водоемы). 
Условные ограждения (окружающее пространство – «фон» - перспективы улиц, дальние планы). Проектировщик не может их изменить, но может использовать.

Слайд 4

Таким образом, задачу проектирования среды нужно решать комплексно, с учетом всех представленных

Таким образом, задачу проектирования среды нужно решать комплексно, с учетом всех представленных
компонентов.

Фундаментом средовой структуры считают «носителей» эмоционального начала – процессы, для которых среда предназначена и участники этих процессов.
Архитектурно-пространственная среда- основа для дизайнерского проекта.
Совокупность дизайнерских компонентов, которые приспосабливают архитектурную основу к процессу.
Дизайнерские проекты, в отличие от архитектурных, не претендуют на звание произведений искусства. Архитектура диктует зрителю свои представления о смысле данного пространства, а дизайн создает этот смысл вместе со зрителем. Основными слагаемыми дизайнерского процесса являются функциональность (практическая сторона) и эстетическая ценность (художественное содержание). Визуальная организация будущего проекта среды формируется по законам искусства, однако при разработке проекта необходимо учитывать эргономические требования, особенности используемых материалов и др.

Слайд 5

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей, образующих одно целое.

Композиция в искусстве

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей, образующих одно целое. Композиция
предполагает возникновение у зрителя эмоциональной реакции, задуманной художником (настроения, желания действия, комфорта и др.). В дизайне результатом композиционной деятельности является создание целостного объекта проектирования (единства эмоциональных и прагматических впечатлений).  Суть создания композиции в дизайне – ответить на 2 вопроса: Что может организовать, передать, сообщить зрителю композиция
Как, какими способами это сделать.

Слайд 6

Основные композиционные элементы:

Доминанта – наиболее важные, самые заметные привлекающие максимальное внимание компоненты среды. Акценты –

Основные композиционные элементы: Доминанта – наиболее важные, самые заметные привлекающие максимальное внимание
отличаются от усредненных впечатлений о среде одним или несколькими параметрами (размером, цветом, силуэтом и др.). Обычно используются в наиболее существенных в художественном или функциональном плане местах. Фон - основная масса слагаемых среды, образующих некое усредненное содержание заполнения среды, на котором хорошо различаются акценты и доминанты. Оси композиции – воображаемые линии, показывающие условные направления связей между художественно и функционально значимыми составляющими среды. Подчеркивают направления внимания зрителя, могут определять ориентацию движения. Могут иметь криволинейные очертания.

Слайд 8

Типология форм архитектурной среды

К распространённым типам объектов архитектурной среды относятся: городской дизайн или

Типология форм архитектурной среды К распространённым типам объектов архитектурной среды относятся: городской
дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, общественную среду; интерьерный дизайн, включающий предметно-пространственную среду жилых и общественных зданий; дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства. Образ среды изначально и нерасторжимо соединяет причины проектирования – функции и его следствия – комплекс материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи. То есть среда немыслима без единовременного существования и восприятия «оболочки» и её «заполнения», «субъектов» и «объектов» осуществляемых здесь видов деятельности.

Слайд 9

В сравнении с архитектурными интерьерами предметные, средовые интерьеры – это пространства,

В сравнении с архитектурными интерьерами предметные, средовые интерьеры – это пространства, насыщенные
насыщенные оборудованием, обеспечивающим функциональный процесс и каждую функциональную зону пространства. Архитектурный интерьер являет собой самоценное, мало зависящее от условий эксплуатации пространство, может существовать и оцениваться сам по себе, вне учёта заполняющей его деятельности. Архитектурный интерьер создаётся вместе с архитектурой самого здания, в то время как средовой интерьер может многократно претерпевать изменения по мере смены конкретного владельца помещения и изменения характера его функционального использования. Сегодня в архитектуре и дизайне среды неразумно считать узко очерченную функцию основой образа. Скорее это его предпосылка, которую художник в праве толковать в очень широких пределах.

Слайд 10

Средовой дизайн имеет весьма специфическую структуру целей и проектных действий. Во-первых,

Средовой дизайн имеет весьма специфическую структуру целей и проектных действий. Во-первых, он
он рассматривает параметры разворачивающихся в среде жизненных процессов не как существующую вне проектирования данность, а как явление, подлежащее рациональной и художественной трансформации. «Через превращение утилитарной необходимости в произведение «искусства жить» проступает дизайнерское начало работы со средовыми объектами. Следующий компонент – средовое пространство – выступает как выяснение и изобретение пространственных условий для реализации процесса. Третье слагаемое – предметное наполнение и оборудование средового пространства, воспринимаемое как идейно-эстетическая транскрипция облика среды, его украшение, обогащение, расшифровка художественного смысла. Таким образом предметное наполнение отодвигает дизайн среды от зодчества, так как вносит в архитектурные категории понятие о высшем художественном смысле обстоятельств каждодневного обычного человеческого существования.

Слайд 11

Принципы пространственной организации общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий

Принципы пространственной организации общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий

Слайд 12

Основные планировочные элементы общественных зданий

В любом общественном здании можно выделить основные планировочные

Основные планировочные элементы общественных зданий В любом общественном здании можно выделить основные
элементы:
Входная группа (тамбур, вестибюль, гардероб) ;
Группа подсобных и вспомогательных помещений (санузлы)
Горизонтальные коммуникации (коридор, фойе, холл);
Вертикальные коммуникации (лестницы, пандусы, лифты).
Входная группа помещений общественного здания
При расчете площади вестибюля принимают 0,25 кв.м. на одного посетителя;
Гардероб, расположенный на площади, вестибюля, проектируют из расчета 0,07 – 0,1 кв. м. на одного посетителя;
Минимальная ширина тамбура 120см;
Двери открываются по ходу эвакуации (наружу, за исключение снежных районов).

Слайд 13

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (коридор, фойе, холлы)

При организации горизонтальных коммуникаций требования освещённости коридоров

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (коридор, фойе, холлы) При организации горизонтальных коммуникаций требования освещённости коридоров
ограничивают их длину:
При одностороннем освещении максимальная длина может быть до 24 метров,
При двустороннем освещении - 48 метров.
При необходимости устройства коридоров большей длины предусматривают
световые карманы.
Их предельное удаление от светового проёма - 36 метров,
Расстояние между световыми карманами должно быть не более 24 метров.
Глубина светового кармана не должна превышать его ширину более,
чем в 2 раза.
Ширина горизонтальных коридоров зависит от требований эвакуации.
Одна полоса движения составляет 60 см., две полосы – 1м. 20 см.
Минимальная ширина коридора должна включать две полосы движения.
При использовании коридора под рекреации ширина его должна быть
не менее 2,8 метра.
Имя файла: Среда-как-объект-проектирования.-Композиция-и-цвет-в-проектировании-архитектурной-среды.-Типология-форм-среды.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0