Слайд 2Суть стиля самоотношения
Данный стиль защиты самоотношения своим аналогом имеет известные приемы вытеснения,
отрицания, проекции и расщепления, смысл которых состоит в уклонении от встречи с собственными отвергаемыми или неодобряемыми качествами. Образовавшиеся “пустоты” заполняются субъективно желательными, но реально отсутствующими “достоинствами” и “добродетелями”.
Слайд 3Суть стиля самоотношения
Одна из наиболее распространенных защитных тактик заключается в акцентировании или
прямом приписывании Я привлекательных и высоконравственных качеств: “трудолюбия и ответственности”, “бескорыстного служения делу и отстаивания идеалов”, “способности к самопожертвованию в дружбе и любви”.
Чрезвычайно популярен прием, который можно было бы назвать “умением из недостатка сделать добродетель”. В то же время не-Я лишается каких бы то ни было вызывающих симпатию черт и одновременно ему приписываются качества, оттеняющие “хорошесть” Я.
Слайд 4Особенности использования данного приёма
Обеспечивая сиюминутную “выгоду” — снижение тревожности и достижение позитивного
самоотношения, подобная тактика в целом, как средство систематической саморегуляции, недостаточно эффективна.
Во-первых, за счет асимметричной атрибуции “хороших” и “плохих” качеств усиливается Дистанцирование между Я и не-Я вплоть до расщепления, исключающего всякую возможность коммуникации, диалога, а следовательно, и самокоррекции.
Во-вторых, систематическое использование “самоублажающей” стратегии приводит к переоценке самоэффективности и использованию “публичного Я” как средства манипулирования оценками Других.
Слайд 5Самоприукрашивание можно соотнести и с одним из приемов интрапсихической инграциации (термин Якубика
А.), или интрапсихической “метакоммуникации” (термин Лэнга Р.), рассчитанной на обеспечение позитивного, шире — субъективно-выгодного, самовосприятия и самооценки исключительно посредством манипулирования знанием о себе, минуя реальные изменения собственной жизни и себя в ней.
Слайд 6Уязвимость стиля самоприукрашивания
Состоит в том, что он неизбежно ведет к конфронтации
с Другими, поскольку только обесценивая окружающих, Я способно сохранить самоценность и самоприятие. Оказавшись в изоляции, один на один с собой Я не может поддерживать идеализированно-фальшивый образ Я, ибо он по своей природе “публичен”. “Раздутая” в противопоставлении себя Другим, в их отсутствии самооценка “чахнет”.