Технология критического мышления на уроках литературы: метод смысловых ассоциаций на примере рассказа В.М.Шукшина «Штрихи к портр

Содержание

Слайд 2

Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974)

Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974)

Слайд 3

Цели урока:

показать интерес В.М.Шукшина к внутреннему миру «лишнего человека» эпохи социализма;
развивать навыки

Цели урока: показать интерес В.М.Шукшина к внутреннему миру «лишнего человека» эпохи социализма;
аналитической работы с художественным текстом, развивать аналитическое мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;
показать современность произведений В.М.Шукшина и вечность поднимаемых им проблем.

Слайд 4

Какие ассоциативные ряды вызывают у вас слова и словосочетания:
-Райгородок
-бывшая базарная площадь
-балаган
-трескотня

Какие ассоциативные ряды вызывают у вас слова и словосочетания: -Райгородок -бывшая базарная площадь -балаган -трескотня

Слайд 5

Райгородок: 1.Рай… – сокращение от слова «районный»
Рай – 1. религ.-мистич.: место, где

Райгородок: 1.Рай… – сокращение от слова «районный» Рай – 1. религ.-мистич.: место,
души умерших праведников ведут блаженное существование; 2. перен. Красивое, приятное место.
Бывшая базарная площадь: 1. центр города (что расположено в центре любого города?); 2. место, где всё продаётся и покупается.
Балаган: 1. цирк, место для театральных постановок; 2. перен. Что-л. нарочито несерьезное; шутовство, кривлянье.
Трескотня: 1. шум от повторяющихся ударов, стуков и других резких звуков; 2. перен. шумная болтовня, разговор о пустяках, высокопарные, хвастливые речи.

Слайд 6

Давайте прочитаем первый абзац рассказа, чтобы почувствовать острую социальную направленность произведения, используя

Давайте прочитаем первый абзац рассказа, чтобы почувствовать острую социальную направленность произведения, используя
не прямые, а переносные значения слов

Слайд 7


На бывшей базарной площади соорудили большой балаган из щитов и

На бывшей базарной площади соорудили большой балаган из щитов и брезента, и
брезента, и пошла там трескотня с паузами; над площадью целыми днями висела синяя дымка и остро пахло бензином. Трескотня начиналась в 11 часов и заканчивалась в 19.

Слайд 8

Работа в группах

Рабочая карточка для группы №1:
-семантика названия рассказа;
- семантика имени, отчества

Работа в группах Рабочая карточка для группы №1: -семантика названия рассказа; -
и фамилии героя;
-как это помогает раскрытию основной мысли рассказа?

Слайд 9

Рабочая карточка для группы №2:

- с какими историческими персонажами ассоциирует себя герой

Рабочая карточка для группы №2: - с какими историческими персонажами ассоциирует себя
(для исторической справки использовать интернет или энциклопедию);
- почему он выбирает именно этих людей?

Слайд 10

Рабочая карточка для группы №3:

- как называются главы рассказа и что их

Рабочая карточка для группы №3: - как называются главы рассказа и что
объединяет;
- как строится сюжет этих глав;
- как соотносится композиция рассказа с его подзаголовком;
- для чего нужна глава «Конец мыслям»?

Слайд 11

Рабочая карточка для группы №4:

- какие герои рассказа относятся к положительным, а

Рабочая карточка для группы №4: - какие герои рассказа относятся к положительным,
какие к отрицательным;
- можно ли отнести Н.Н.Князева к неоромантическим героям эпохи застоя?

Слайд 12

Рабочая карточка для группы №5:

- что такое ссора;
- назовите ключевые слова, описывающие

Рабочая карточка для группы №5: - что такое ссора; - назовите ключевые
ссору в этом рассказе;
- сознательно ли герой ссорится с людьми;
- почему герой всё время улыбается;
- в чём причина ссор?

Слайд 13

Афиширование (вывешивание работ и обсуждение полученных результатов)

Результаты работы группы 1
1.Смысл названия «Штрихи

Афиширование (вывешивание работ и обсуждение полученных результатов) Результаты работы группы 1 1.Смысл
к портрету» и подзаголовка «Некоторые конкретные мысли Н.Н.Князева, человека и гражданина»
Портрет – изображение какого-либо человека
Штрихи (перен.)-характерные черты
Штрихи к портрету – характерные черты к изображению какого-л. человека
Н.Н.Князев (портрет), а мыслящий человек и гражданин (характерные черты героя)
2. Семантика имени героя : Князев Николай Николаевич: Князь – 1. предводитель войска и правитель области; 2. наследственный титул, лицо, имеющее такой титул.
Николай – от греческого «победитель народов».
Ассоциация с именем царя Николая ( отречение от престола, трагическая судьба)
Вывод: имя показывает, что герой берёт на себя ответственность за судьбу государства, его жителей, он уверен, что устройство государства зависит от него.
Герой, являясь «маленьким человеком», ощущает себя человеком значимым, ответственным за судьбу государства, в котором он живёт.

Слайд 14

Результаты работы группы 2

Историческая справка:
Спиноза -нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист; спасаясь

Результаты работы группы 2 Историческая справка: Спиноза -нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист;
от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз.
Афоризмы Спинозы:
Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
Понимание - начало согласия.
Пугачёв – предводитель крестьянской войны 1773-1775г. Взгляды П. на конечные цели восстания не шли дальше наивных представлений народных масс о возможности построения крестьянско-казацкого государства во главе со справедливым "мужицким царём«; казнён .
ВЫВОД: Он (Князев) философ, атеист, гонимый за свои взгляды, страдающий за идеи справедливости.

Слайд 15

Результаты работы группы 3

1.«О государстве»
«О смысле жизни»
«О проблеме свободного времени»
«Конец мыслям»
2. Их

Результаты работы группы 3 1.«О государстве» «О смысле жизни» «О проблеме свободного
объединяет герой -Н.Н.Князев, сюжет и композиция глав строится на ссоре, происходящей из-за того, что героя не понимают.
3. Гл.1 – герой с душой к людям, а его не понимают и на него обижаются;
Гл.2 - герой с душой к людям, а его не понимают и на него обижаются;
Гл. 3 – к нему с душой, а он не понимает, и его обижают
Гл. 4 – к нему с сочувствием, а он обижает, обзывает.

Слайд 16

Результаты работы группы 4

В рассказе нет отрицательных героев: автор так или иначе

Результаты работы группы 4 В рассказе нет отрицательных героев: автор так или
понимает всех персонажей, не осуждает их, не всегда он на стороне Князева

Слайд 17

Результаты работы группы 5

1. Ссора – это один из способов разрешения внутреннего

Результаты работы группы 5 1. Ссора – это один из способов разрешения
конфликта человека.
2. Ключевые слова: обида, обижаться, не хотел обидеть, ерепениться, кричать, раздражение, несдержанность.
3. Во всех главах Князев не желает ссориться, но непонимание вызывает агрессию со стороны других людей: в 1 и 2 гл. он не желает ссорится; в 3 гл. он уже сам затевает ссору; в 4 гл. сочувствие женщины вызывает агрессию, и он обзывает людей полудурками. Но это сменяется апатией и равнодушием. Но про рукописи он не забывает.
4. Он постоянно улыбается, так как, по его словам, эта манера, вырабатывается от постоянного общения с человеческой глупостью и тупостью. Вот побьешься-побьешься об нее лбом – и начнешь хихикать. Сперва, знаете, кричать хочется, ругаться, а потом уж – смешно. (ассоциируется с крылатой фразой «смех без причины – признак дурачины»)

Слайд 18

Ассоциации с каким героем вызывает фраза из главы «Конец мыслям»

Пустота была в

Ассоциации с каким героем вызывает фраза из главы «Конец мыслям» Пустота была
голове оглушительная. Пусто и плохо было. Хотелось покоя. 
Ассоциация с Мастером - героем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Мастер получил покой.

Слайд 19

Почему Князеву хотелось покоя?

Желание покоя объясняется прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге,

Почему Князеву хотелось покоя? Желание покоя объясняется прежде всего непризнанием, непониманием и,
социальной изоляцией талантливой личности.

Слайд 20

Каковы глубинные мотивы творческой деятельности Князева, которого никто не просит и не заставляет думать и писать

Каковы глубинные мотивы творческой деятельности Князева, которого никто не просит и не
о государстве?

Творческий герой Шукшина обретает амбивалентную полноту, объединяющую жестокость и милосердие, тщеславие и самоотречение, страсть и рассудочность.
Пишет свой «труд», так как его «работа» приносит ему ощущение исключительности, «непризнанного гения», пророка, вечного правдоискателя и оппозиционера, дает возможность сравнить себя со Спинозой или Пугачевым, испытать редкое, сладостное, дорогое чувство, что он кричит людям всю горькую правду про них.

Слайд 21

Основная мысль рассказа

Прозрачной становится авторская мысль о губительности социальных условий для возникновения

Основная мысль рассказа Прозрачной становится авторская мысль о губительности социальных условий для
и осуществления творческих идей

Слайд 22

Рефлексия

Стал ли вам понятен характер героя и мотивы его поступков?
Что вас заинтересовало

Рефлексия Стал ли вам понятен характер героя и мотивы его поступков? Что
в этом рассказе?
Почему надо не просто читать, а вчитываться в произведение?
О чём вас заставляет задуматься данный урок?

Слайд 23

Домашнее исследовательское задание
Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
1. С

Домашнее исследовательское задание Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: 1.
каким историческим деятелем вы бы сравнили с Н.Н.Князевым?
2. Допишите ещё одну главу к рассказу (предшествующую 4 гл.).
3. Что стало с Н.Н.Князевым дальше? (какие варианты возможны и почему)
4. Почему действие 3 гл. происходит в зоопарке?
Имя файла: Технология-критического-мышления-на-уроках-литературы:-метод-смысловых-ассоциаций-на-примере-рассказа-В.М.Шукшина-«Штрихи-к-портр.pptx
Количество просмотров: 245
Количество скачиваний: 0