Содержание
- 2. Традиционные праздники алтайцев были подчинены годовому хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов:
- 3. В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских родов, во время которых проводятся различные
- 4. Спортивное состязание "кодурге таш" - поднятие камня
- 5. Древняя народная игра "кок борю"
- 6. Праздник "Тюрюк Байрам"
- 7. Религия Алтая. Шаманизм В мировоззрении алтаесаянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи
- 8. Привязывание ленточек- ялама на перевале
- 9. Во время совершения обряда
- 10. Алтайский кам - шаман
- 11. Источники www.altai-tourist.ru www.altai-land.ru www.mediateka.ru
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Традиционные праздники алтайцев были подчинены годовому хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит
Традиционные праздники алтайцев были подчинены годовому хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит
из двух больших циклов: холодного и теплого.
В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые праздники, определявшие начало и конец сезона. Так, в начале лета, в период новой луны, обязательным был обряд «дьажыл бюр» — «зеленая листва», а также — «благословение Алтаю». В осенний период свершался обряд «сэры бюр» — «желтая листва». Он, как и в начале лета, осуществлялся с целью снискания благосклонности духа Алтая, от которого зависели благополучие и удача в течение зимнего периода. Проводится Новый год по лунному календарю — «Чага Бай рам». Здесь также совершается обряд «благословение Алтаю». Люди радуются приходу скорой весны, нового цикла календарного года. Особенно важен приход года тем, кому исполняется 12, 24, 36, 48, 60, 72 лет. Для них приходящий год — год испытаний.
Среди обрядовых праздников немаловажное значение имел праздник «Дьылгайак», который проводился в самом начале весны с приходом новой луны (тулаан ай). Люди доставали мясо из запасников (ууче), совершали обряд шутеен, также направленный на благословение Алтая и Неба, которые дают благополучие и достаток роду, семье. Во время праздника люди веселились, угощали друг друга едой, дети катались на высохших шкурах со склонов гор.
В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые праздники, определявшие начало и конец сезона. Так, в начале лета, в период новой луны, обязательным был обряд «дьажыл бюр» — «зеленая листва», а также — «благословение Алтаю». В осенний период свершался обряд «сэры бюр» — «желтая листва». Он, как и в начале лета, осуществлялся с целью снискания благосклонности духа Алтая, от которого зависели благополучие и удача в течение зимнего периода. Проводится Новый год по лунному календарю — «Чага Бай рам». Здесь также совершается обряд «благословение Алтаю». Люди радуются приходу скорой весны, нового цикла календарного года. Особенно важен приход года тем, кому исполняется 12, 24, 36, 48, 60, 72 лет. Для них приходящий год — год испытаний.
Среди обрядовых праздников немаловажное значение имел праздник «Дьылгайак», который проводился в самом начале весны с приходом новой луны (тулаан ай). Люди доставали мясо из запасников (ууче), совершали обряд шутеен, также направленный на благословение Алтая и Неба, которые дают благополучие и достаток роду, семье. Во время праздника люди веселились, угощали друг друга едой, дети катались на высохших шкурах со склонов гор.
Слайд 3В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских родов, во
В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских родов, во
время которых проводятся различные спортивные состязания.
С 1988 года проводится праздник «Эл Ойын», который стал общенациональным. Раз в два года со всех уголков Алтая на него собираются тысячи участников и гостей. За считанные дни возникает огромный городок из многих сотен палаток и юрт. Здесь состязаются все именитые и безвестные спортсмены в различных видах национального спорта, На сцену выплескивается поистине неисчерпаемый запас традиционного фольклора всех народов, населяющих Горный Алтай. В грандиозном празднестве участвуют коллективы и команды сопредельных территорий, поэтому он приобретает характер регионального.
В программу праздника включены состязания, пользующиеся наибольшим успехом у населения. К ним относятся: борьба (куреш), стрельба из лука, конные скачки, объездка молодых лошадей, гиревой спорт, поднятие камней (кодурге таш), сбивание плеткой (камчи согуш) игра тебек, алтайские шашки (шатра), бег с человеком на спине (тонжаан дьюгу-риш). Особое признание получила игра «кок борю» («синий волк») - борьба конных команд по забрасыванию туши козла в ворота противника.
В рамках праздника устраиваются различимо конкурсы: фольклорных коллективов (в том числе детских), на лучший национальный костюм и др. Проводятся выставки-ярмарки народных умельцев, костюмированные шествия.
В настоящее время принято решение проводить праздник «Эл Ойын» в одном районе - Онгудайском, который является географическим центром Горного Алтая
Слайд 4Спортивное состязание
"кодурге таш" - поднятие камня
Спортивное состязание
"кодурге таш" - поднятие камня
Слайд 5Древняя народная игра "кок борю"
Древняя народная игра "кок борю"
Слайд 6Праздник "Тюрюк Байрам"
Праздник "Тюрюк Байрам"
Слайд 7Религия Алтая. Шаманизм
В мировоззрении алтаесаянских народов прослеживается вера в единство человеческого и
Религия Алтая. Шаманизм
В мировоззрении алтаесаянских народов прослеживается вера в единство человеческого и
природного, в связи с этом почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от волн высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека.
Древняя религия тюрков Алтая основана на мировоззрении шаманизма. Камы — служители культа в шаманизме, обладают особым даром, который передается по наследству. Он проявляется в виде способности лечить людей от различных болезней при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
По шаманским представлениям весь мир делится на три сферы — верхнюю, нижнюю, среднюю. В верхнем мире живут небожители, сам верховный творец — Юч-Курбустан. В срединном мире — люди, животные, растения. А в нижнем мире — властелин тьмы, загробных душ Эрлик.
У древних тюрков существовал культ Неба. Имя божества Тенгри часто упоминается в рунических письменах древних тюрков.
Слайд 8Привязывание ленточек- ялама
на перевале
Привязывание ленточек- ялама
на перевале
Слайд 9Во время совершения обряда
Во время совершения обряда
Слайд 10Алтайский кам - шаман
Алтайский кам - шаман
Слайд 11Источники
www.altai-tourist.ru
www.altai-land.ru
www.mediateka.ru
Источники
www.altai-tourist.ru
www.altai-land.ru
www.mediateka.ru
- Предыдущая
"Учителя в солдатских шинелях" Суерская школаСледующая -
Отечественная война 1812 г. на Брянщине