Умирающий лебедь

Содержание

Слайд 2

Лебедь
(Сен-Санс)

Лебедь
по имени
Анна

Она была и осталась легендой балета.
Жизнь ее до

Лебедь (Сен-Санс) Лебедь по имени Анна Она была и осталась легендой балета.
сих пор вызывает множество споров и пересудов, но более всего людей интересует уникальность ее таланта. Анна Павлова не имела званий, не оставила своей школы танцев, труппа ее была распущена сразу же после ее смерти, а имущество распродано. Что же осталось?

Слайд 3

Легенды, международные премии и призы ее имени, художественные и документальные фильмы и 

Легенды, международные премии и призы ее имени, художественные и документальные фильмы и
балетные номера, которые танцуют многие балерины мира. 
Еще остались фотографии, на которые мы можем увидеть  и ее танец и кусочки ее личной жизни.

Слайд 4

…"Она не играла, а буквально "трепетала",
и не танцевала – а просто-таки

…"Она не играла, а буквально "трепетала", и не танцевала – а просто-таки
летала по воздуху...
Можно было наблюдать собственно два спектакля:
один – на сцене,
другой – в зрительном зале;
не только мужчины,
но даже женщины не могли сдерживать волнения чувств и то и дело прерывали танцы госпожи Павловой одобрительными возгласами от глубины и напряженности испытываемых ощущений"
(газета «Слово»,
1905 г.).

Анна Павлова
с любимым лебедем
Джеком

Слайд 5

"Лебедь" в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем

"Лебедь" в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем
Анна Павлова добавила в знаменитые 2 минуты танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла "рана" – рубиновая брошь. 

Лебедь...этот образ обессмертил балерину.
Сначала он не был умирающим. Балетмейстер и друг Николай Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен-Санса буквально за несколько минут,
импровизируя
вместе с нею.

Слайд 6

«Лебедь» (фр. Le Cygne) — пьеса Камиля Сен-Санса
из сюиты «Карнавал животных», созданной
в

«Лебедь» (фр. Le Cygne) — пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»,
феврале 1886 года, и хореографическая миниатюра Михаила Фокина на эту музыку, более известная
под названием
«Умирающий
лебедь»

Поэтический образ, представленный Павловой и Фокиным, стал шедевром и символом русского балета.

Слайд 7

Эта композиция стала ее коронным номером. Исполняла она его совершенно сверхъестественно.
На

Эта композиция стала ее коронным номером. Исполняла она его совершенно сверхъестественно. На
сцену спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей.
Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух.
Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась
с пуантов до конца номера.
Силы ее ослабевали, она отходила
от жизни и покидала ее в
бессмертной позе,
лирически изображающей
обреченность,
сдачу победителю
– смерти.

Это был самый любимый ее номер. "Приготовьте мой костюм Лебедя" - сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Слайд 8

Сен-Санс увидев Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы

Сен-Санс увидев Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы
сказать: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!"

Слайд 9

В 1907 году Михаил Фокин поставил балетный номер для Анны Павловой, и

В 1907 году Михаил Фокин поставил балетный номер для Анны Павловой, и
«Лебедь» стал знаменитым.
Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте в Мариинском театре 22 декабря 1907 года
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь» хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца.

Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности

Слайд 10

Возможно, образ Анны Павловой , её печальный взгляд и пластика, которую она

Возможно, образ Анны Павловой , её печальный взгляд и пластика, которую она
изучала, глядя на живого лебедя явились основой для драматургической линии номера, который не может исполнить балерина без духовного содержания.

«…И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными.»

Слайд 11

В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за

В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь
жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной
кончиной.

Слайд 12

«…Суть в том, что Анна Павлова была не просто примой императорской сцены,

«…Суть в том, что Анна Павлова была не просто примой императорской сцены,
но истинной звездой, затмившей и Кшесинскую, и Числову, и Ваганову, и Гельцер, и Преображенскую, и иных-прочих.

Более того, у нее была уже мировая слава,
и лучшие сцены Европы и Америки оспаривали право пригласить ее на гастроли.
Она даже успела поразить
воображение парижан в
«Русских сезонах»
скандалиста Дягилева!»

Но самое главное – Анна Павлова была известна своим замкнутым поведением

Елена Арсеньева
«Тайна лебедя»
(отрывок)

Слайд 13

«Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца!

«Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца!
Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа
выразима словами..!»

http://www.liveinternet.ru/users/novichok56/post197547437/

Одна из  подруг
и преданных последовательниц балерины,
Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью:

Слайд 14

«Умирающий лебедь» стал ее коронным номером. Исполняла она его совершенно сверхъестественно.
На

«Умирающий лебедь» стал ее коронным номером. Исполняла она его совершенно сверхъестественно. На
сцену, огромную или маленькую,
спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей.
Спиной к публике на пуантах
появлялась фигурка,
одетая в лебяжий пух.

Слайд 15


Для многих балерин «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой в концертах.

Наиболее прекрасными

Для многих балерин «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой в концертах. Наиболее прекрасными
исполнительницами
были Иветт Шовире ,
которая выступала в
балете Монте-Карло
и Наталия Макарова

Слайд 16

«Умирающий лебедь» впоследствии стал коронным номером и для Майи Плисецкой.
Если бы

«Умирающий лебедь» впоследствии стал коронным номером и для Майи Плисецкой. Если бы
точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннеса.

http://blog.gallart.ru/tag/vecher/

Лебедь
М.Плисецкая
Коронный номер Майи Плисецкой "Умирающий лебедь". Великолепная пластика и владение телом. Другие балерины тоже исполняют этот номер, но...

Слайд 17

Ульяна Лопаткина
"Умирающий лебедь"

Светлана Захарова

Галина Уланова

Тамара Красавина

Ульяна Лопаткина

Майя Плисецкая

Ульяна Лопаткина "Умирающий лебедь" Светлана Захарова Галина Уланова Тамара Красавина Ульяна Лопаткина Майя Плисецкая

Слайд 18


В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне

В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне
Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.

« ..Лебеди терпеливо переносили эту возню, и наконец один белоснежный красавец (сохранилось множество фотографий балерины с ним, его звали Джек) замер в ее объятиях, перевив своей гибкой шеей ее тонкую шею, прижав к ее щеке клюв и обнимая ее крыльями.
«Она и впрямь подобна лебедю!» – восхищенно подумал Сен-Санс.»
(отрывок….)

Слайд 19

А Сен-Санс?
Когда композитор Камиль Сен-Санс увидел своего «Лебедя» в исполнении Павловой,

А Сен-Санс? Когда композитор Камиль Сен-Санс увидел своего «Лебедя» в исполнении Павловой,
он добился встречи с ней и преподнес букет белых роз, среди которых была одна кроваво-красная.

Слайд 20

Павлова танцевала Лебедя в белоснежном одеянии с рубиновой брошью на груди –

Павлова танцевала Лебедя в белоснежном одеянии с рубиновой брошью на груди –
это была словно бы рана, нанесенная в сердце, она производила впечатление поразительное и нарушала то умиротворение смерти, которое…

… Павлова изображала сначала, когда танец был только что поставлен.
С алым пятном посреди белизны перьев смерть лебедя становилась гибелью, трагедией!

Слайд 21

«Гибкая, грациозная, музыкальная,
с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех

«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех
своей удивительной воздушностью.
Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант», - так восторженно отзывалась пресса о выступлениях Анны Павловой.

Слайд 22

Анна  включала "Умирающего лебедя" во все свои программы, и кто бы ни

Анна включала "Умирающего лебедя" во все свои программы, и кто бы ни
были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в ее исполнении всегда потрясал публику.

М.Фокин писал, что "Лебедь" в исполнении Павловой
был доказательством того, что танец может и должен проникать в душу.
Ее танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать.

Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца.  "Секрет моей популярности - в искренности моего искусства",- не раз повторяла Павлова.
И была права.

Слайд 23

http://favim.ru/image/22842/

…Искусство Анны Павловой завораживало
и увлекало.
И время оказалось не властно над

http://favim.ru/image/22842/ …Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно
ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие, па-де-буре – все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па.

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас».

Слайд 24

…И сколько бы ни размышляли над
секретами ее исполнения,
загадками и тайнами

…И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами
ее искусства,
они остаются
неразгаданными.