Узорочья Севера

Содержание

Слайд 3

Экспонаты выставки поведают о традиционных способах обработки шерстяных волокон.
Щётки и веретёна -

Экспонаты выставки поведают о традиционных способах обработки шерстяных волокон. Щётки и веретёна
инструменты для работы. Начало ХХ в.

Слайд 4

Самопрялка колёсная для ручного прядения. Дерево. Начало ХХ в.

Прялка для ручного прядения

Самопрялка колёсная для ручного прядения. Дерево. Начало ХХ в. Прялка для ручного
без росписи. Дерево. Начало ХХ в., с. Вирма.
Лопасть ручной прялки с росписью, с. Шуерецкое. Начало ХХ века.

Электропрялка, - прибор для скручивания шерстяных волокон. Середина ХХ в.

Слайд 5

Словарь терминов, употребляемых при обработке шерсти
веретено – в словаре веретЕнцё, уменьш. от

Словарь терминов, употребляемых при обработке шерсти веретено – в словаре веретЕнцё, уменьш.
слова веретено. Аккуратно и чисто выточенное, с полным соблюдением симметрии и пропорций резьбы и окраски веретено (с.49).
вить – свивать, сматывать в клуб, мотать на моток нитки (с.58).
вязаньё – действие от слова вязать. Ремесло, занятие по изготовлению…, чулок, рукавиц, перчаток (с.71).
картать – взбивать овечью шерсть картами, полстить при помощи карт шерсть, приготовляя куделю для прядения из неё ниток (с.164)
карта – (во мн. чаще). Деревянная, утыканная железными шпильками доска для взбивания на куделю овечьей шерсти, идущей на изготовление ниток для чулок и рукавиц (с.164).
крестовина – приспособление из веретена, на которое крест - накрест надеты две лопасти из картона или тонкой фанеры
кудель – в словаре куделя, пучок… овечьей шерсти, приготовленный для прядения (с.197).
ость — верхний покровный слой шерсти (авт.)
подшёрсток - внутренний слой шерсти собак, более короткий и пушистый (авт.)
пасмо – определённой длины прядь или моток из ниток (с.288).
пряжа – всякого рода машинным или ручным способом спряденная нитка…; кручёная из двух или более некрученых (пряденых) ниток (с.347).
спица (пруток вязальный) (с.386).
сучить – вить, скать, ссучивать (с.399)
Дуров И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011

Слайд 6

Процесс ручного прядения; Тихонова Анна Ивановна,
1960-е гг, г. Беломорск.
Готовый продукт

Процесс ручного прядения; Тихонова Анна Ивановна, 1960-е гг, г. Беломорск. Готовый продукт
прядения – клубок неокрашенной овечьей пряжи домашнего изготовления.
Затем в руках мастерицы появлялись вязальные спицы или прутки, как их называли в Поморье.

Слайд 7

«Вязаньё – действие от слова вязать. Ремесло, занятие по изготовлению … чулок,

«Вязаньё – действие от слова вязать. Ремесло, занятие по изготовлению … чулок,
рукавиц, перчаток и проч. ручным способом».
Словарь И. М. Дурова

Слайд 8


Изготовление шерстяной пряжи и вязание изделий из нее – один из

Изготовление шерстяной пряжи и вязание изделий из нее – один из сохранившихся
сохранившихся до наших дней навыков рукоделия, которые оставались частью повседневной жизни женщины. Основным учителем была обычно мать или бабушка. Она учила, как стричь овец, прясть и красить шерсть, вязать.
В старину на Севере вязаные рукавицы, носки, чулки до колен, мужские рубашки, шарфы, платки, пояса из овечьей шерсти домашнего прядения были непременной принадлежностью одежды.
Современные мастерицы, используя покупную пряжу, вяжут традиционным способом.

Слайд 9

Традиционно варежки вязались из овечьей шерсти – из черных, серых, белых волокон

Традиционно варежки вязались из овечьей шерсти – из черных, серых, белых волокон
и не окрашивались, - соленая морская вода разъедает краску, изделие линяет.
Так в селе Нюхча Беломорского района поморки для своих мужчин - рыбаков вязали рабочие рукавицы – смОтрельницы.
Обычно на промысел брали по 2-3 пары: если одни промокнут, надевали другие. Причём, все с одинаковым «семейным» рисунком, чтобы не перепутать (после работы на судне просушивали все вместе).
Вязали одновременно с двух разноцветных клубков, - "двумя преденАми".

Слайд 10

Мастер Никонова Ольга Александровна, с. Колежма

Мастер Лёгкая Ольга Мавриковна, с. Колежма

На выставке

Мастер Никонова Ольга Александровна, с. Колежма Мастер Лёгкая Ольга Мавриковна, с. Колежма
представлены рукавицы из неокрашенной овечьей шерсти, выполненные традиционным способом кругового вязания на 5 спицах, но указательный палец вывязан отдельно. Такие изделия домашние мастерицы вязали для мужчин, выполняющих разные работы в зимнее время на улице, - для охотников, рыбаков; в военное время – для солдат - стрелков.

Слайд 11

На выставке вызывают интерес рукавички, выполненные из шерсти домашних собак породы самоед.

На выставке вызывают интерес рукавички, выполненные из шерсти домашних собак породы самоед.
Пряжа обработана беломорской школьницей Курятковой Викторией вместе с бабушкой. Связанные варежки очень тёплые, они обладают гипоаллергенными и лечебными свойствами.

Слайд 12

Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском

Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском
Севере. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах.
Не только от холода, но и от всяческих бед и напастей должны были защитить покрытые орнаментами рукавицы. Многое значение вязаных орнаментальных мотивов осталось в прежних столетиях. Видимо, эти узорочья выполняли оберегающую роль.
Специальный приём, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега, назывался "обручок" – перевив двух ниток разного цвета, он выполняется на варежках после вывязывания манжеты перед вязанием орнамента.

Слайд 14

Орепей (или Арепей) - символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Один из

Орепей (или Арепей) - символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Один из
самых распространенных знаков славянского орнамента. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие (в т.ч. и женское), солнце.

Слайд 15

Обережный солярный символ древних славян Одолень трава (центральный элемент узора на варежках)

Обережный солярный символ древних славян Одолень трава (центральный элемент узора на варежках)
- от злого умысла и оберег в пути; подходит всем, независимо от пола и возраста. Девушки и женщины носят оберег Одолень трава с надеждой встретить суженого, сохранить любовь и красоту.